понедельник, 28 декабря 2015 г.

Йошкар-Ола: Начали разработку абсолютно новой сети маршрутов


Удобство дорожной сети, уровень пассажиропотока, обеспечение транспортом и время ожидания на остановках – эти и другие показатели оценят в Йошкар-Оле до конца апреля. Исследование и проектирование оптимальной транспортной модели проведут специалисты компании «Радар». А город получит абсолютно новый план маршрутов и для троллейбусов, и для маршрутных такси.

Проект «Выполнение научно-исследовательских работ по разработке маршрутной сети общественного транспорта городского округа «Город Йошкар-Ола» стоимостью 5,6 млн. рублей стартовал 24 декабря с момента подписания договора с фирмой «Радар».

Специалисты компании провели пресс-конференцию и рассказали о том, как, зачем и почему будет полностью перерисована карта дорожного движения в Йошкар-Оле.

В конференции приняли участие научный руководитель «Радар», доктор технических наук, профессор, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта – Якимов Михаил Ростиславович, генеральный директор «Радар» – Попов Юрий Александрович и заместитель генерального директора «Радар» – Нестерова Александра Сергеевна.

Цели и технической задание

«Администрацией Йошкар-Олы был объявлен конкурс на выполнение работ по проектированию новой маршрутной сети и проведены торги. В конкурсе участвовали 3 института, и выиграла его компания из Перми «Радар»»,– поделились подробностями специалисты.

На сегодняшний день исполнители уже приступили к исследованию состояния транспортной системы, что соответствует плану.Техническое задание состоит из 3 блоков:

I - Подготовка и проведение транспортных исследований
  • Сбор статистических данных: где, в каких районах проживают люди, где они работают и учатся. Запросы будут направлены предприятиям и учебным заведениям, будут использоваться данные избирательной комиссии о расселении людей и их возрастном составе.
  • Проведение опросов: как горожане реализуют свои транспортные потребности, с помощью каких систем транспорта.
  • Натурные обследования транспортных и пассажирских потоков с помощью видеофиксации и талонного метода.
II - Разработка технических инструментов

На данном этапе будет создана модель спроса на транспорт и модель предложения пассажирского транспорта.

«Это компьютерная модель. Мы традиционно пользуемся немецким ПО, разработанным специально под эти задачи. В программу будут введены все полученные данные. Загрузив целевую функцию, мы получим прогноз того или иного сценария. Наилучший из них будет выбран в качестве транспортной модели», – рассказал научный руководитель проекта, Михаил Якимов.

III - Разработка проекта новой маршрутной сети общественного транспорта

Выполнение всех этапов работы займет 4 месяца, и к концу апреля в Йошкар-Оле будет составлен план новой маршрутной сети. Кроме того, разработчики планируют не только кардинально изменить движение, но и дать городу возможность самостоятельно вносить изменения в полученную модель при помощи специальных инструментов.

«Задача для нас не просто выполнить этот контракт, но еще оставить городу в руках отдела по транспорту используемые инструменты. Мы ищем среди вузов на территории Йошкар-Олы специалистов, которые и дальше смогут работать с программами и методами после завершения нашего контракта», – заявили специалисты компании «Радар».

Оценка транспортной сети Йошкар-Олы

Несмотря на то, что оценка маршрутной сети – достаточно долгий и трудоемкий процесс, разработчики уже смогли прокомментировать состояние дорог и транспортных потоков в городе:

«Что касается организации общественного движения: не то, чтобы все очень плохо, но как-то грустно. Дорожных знаков явно не хватает, отсутствуют стоп-линии и разметка. Состояние проезжей части в целом неудовлетворительное. Плотность дорожных сетей высокая, а вот кольцевые развязки сделаны качественно и детально продуманы».

Отдельное внимание специалисты уделили развитию троллейбусного парка в Йошкар-Оле и дали положительную оценку работе МП «ТТ». «Мы только что закончили работу в Кургане, где вопрос стоит в возможности содержания такой развитой инфраструктуры троллейбусного парка. У Йошкар-Олы в сравнении с другими городами просто гигантская троллейбусная система, которая шикарно развита», – сделал вывод Михаил Якимов.

Вопрос – ответ

Конференция прошла при участии прессы, представителей общественности и перевозчиков. Аудитория задала все интересующие вопросы специалистам в формате активного диалога.

– По итогам проведенной работы маршруты будут изменяться. Будут ли в отчете прописаны расходы на изменение того или иного маршрута?

– У нас не стоит задача залезть в экономику муниципального или частного перевозчика. Мы будем исходить из двух базовых принципов: минимальное время реализации транспортной корреспонденции и сохранение максимального уровня пассажиропотока. Поэтому мы не рассматриваем отдельного перевозчика или отдельный маршрут. Задача – чтобы на всех маршрутах общий пассажиропоток не упал, а вырос. На этом задача транспортных инженеров заканчивается.

Наша работа станет основой документа планирования пассажирских перевозок в Йошкар-Оле, которая позже будет доработана вопросами субсидирования, оплаты, перевозки льготных пассажиров.

– Анализ пассажиропотока будет сделан на сегодня или с учетом перспективы?


– В связи ФЗ от 13.07.2015 N 220 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", нам нужно уже сейчас внести изменения. Всего будет проведено 2 среза.

- После того как вся работа будет проделана в Йошкар-Оле появится только отчет и инженерный план маршрутной сети или сеть действительно будет изменена?

– Мы всегда стремимся к тому, чтобы на территории города остались инструменты, которые можно использовать в дальнейшем. Мы не только технологи и инженеры, в наши задачи также входит обучить людей пользоваться этими инструментами. Так мы проделывали во многих городах.

Инструменты и план транспортной сети оставим, а вот будет ли это внедрено - вопрос не к нам, а к Администрации города Йошкар-Ола.

– Коснется ли это только муниципальных маршрутов?

– Существует система Вовлечение пригородных маршрутов в городскую систему и не вовлечения. Это вопрос полномочий региональной власти, а не муниципальной.

– Имеет ли смысл повышать цену за проезд?

– Мы не видим предпосылок повышения тарифов. Средняя длина поездки одного пассажира в Йошкар-Оле – около 3-4 километров, что в принципе немного. В Перми, для сравнения, это 7,2 км, а тариф такой же – 16 рублей. Явно, что повышать цену за проезд в Йошкар-Оле не целесообразно, резервы есть.

– Исследовав сеть, вы будете изменять каждый маршрут в отдельности или разрабатывать новую сеть?

– Какой сейчас есть маршрут по сути все равно. Нам нужно откалибровать модель транспортного спроса в целом, проложить оптимальные маршруты. Мы будем делать новую сеть.

Мы не будем смотреть: перевозчик Иванов, перевозчик Петров, троллейбус, автобус, мы сделаем инженерную работу, получим транспортный спрос и реализуем его в новую маршрутную сеть. В этой аналитической работе есть функции, но нет фамилий.

О внедрении плана маршрутной сети

Итак, новая транспортная сеть в Йошкар-Оле будет разработана до конца апреля. Вероятно, вместо знакомых и вполне привычных номеров маршрутов появятся совсем другие. Как горожане будут ездить на общественном транспорте, на чем добираться из Медведево в Сомбатхей, из Гомзово в Нагорный и не вызовет ли это большой беспорядок – узнаем со временем.

В любом случае решение о внедрении разработанного плана новой маршрутной сети остается за Администрацией города.