воскресенье, 10 января 2016 г.

Усть-Илимский трамвай


Усть-Илимский трамвай - открыт 15 сентября 1988 года. Трамвайное депо открыто в августе 1988 года. Северный участок линии от агрофирмы "Ангара" до Северной ТЭЦ открыт в 1992 году. Трамвайная система города одна из немногих в России являющаяся скоростным трамваем, и одна из последних созданных в СССР. Количество маршрутов — 2, тип вагона — КТМ-5.


В связи с тем, что трамвай считается скоростным, все остановки официально называются станциями. Является одной из главных достопримечательностей города. Согласно данным Федеральной государственной службы статистики за 2009 год, в России четыре города с линией скоростного трамвая: Волгоград, Ижевск, Старый Оскол, Усть-Илимск.


Строительство трамвайной линии было осуществлено после проведения социологического опроса в 80-х годах среди работников лесопромышленного комплекса (ЛПК). Опрос проводился с целью выявить наиболее удобный способ доставки людей к месту работы. Большинство высказалось за трамвай. Согласно проекту, основным видом транспорта в правобережной части Усть-Илимска должен был стать трамвай. В первую очередь должна была быть построена линия, соединяющая окраину жилого района с промышленной зоной, затем — линии, пролегающие внутри жилого района.



Согласно существовавшему в 1980-е годы генеральному плану развития города, трамвайная линия со временем должна была оказаться в центре жилой застройки — к востоку от неё должен был появиться жилой район, по своим масштабам практически такой же, как и построенный к западу от трамвайной линии. Однако в начале 1990-х годов массовое строительство новых домов в городе прекратилось.


Усть-илимцы всегда считали, что трамвайная линия проложена неудачно, потому что она минует главную часть правобережного города, захватывая лишь северную зону. И воспользоваться удобным видом транспорта можно только для поездки на работу и обратно, к тому же до остановок тоже не близко. Теперь эту ошибку не исправишь, так как трамвай проектировался как скоростной между жилым массивом и промплощадкой.


Трамвай всегда был ведомственным. При реформировании ОАО "ПО "УИ ЛПК" на базе его непрофильных активов было создано ООО "Илимлестранс", в состав которого и вошли активы СП "Скоростной трамвай". После реорганизации ОАО "ПО "УИ ЛПК" и создания на его базе Филиала ОАО "Группа "Илим" в г. Усть-Илимске, ООО "Илимлестранс" поменял собственника, которым стало частное лицо. Основное назначение трамвая - доставка работников на промплощадку ЛПК и обратно. В качестве общественного транспорта трамвай не предусматривается и здесь он эксплуатируется по остаточному принципу (в качестве попутных перевозок по маршруту следования).


Скоростной трамвай является структурным подразделением ООО "Илимлестранс" не имеющем отношение к муниципальной городской администрации. На него не распространяются решения местных органов власти о правилах проезда на городском транспорте.


Линия соединяет ЛПК с жилыми кварталами города, проходит только по правобережной части города. Трамваи ходят с интервалом от 5 минут в пиковое время до 30 минут в межпиковое. В каждом вагоне есть кондуктор. Существует два маршрута:
  • (№ 1) 9-й мкрн - ул. 40-лет Победы - ул. Димитрова - ул. Мечтателей - посёлок Лесной - Дачи - Трамвайное депо - Агрофирма "Ангара" - Целлюлозный завод - Северная ТЭЦ;
  • (№ 1у) 9-й мкрн - ул. 40-лет Победы - ул. Димитрова - ул. Мечтателей - посёлок Лесной - Дачи - Трамвайное депо (укороченный маршрут во внепиковое время и рейсы, следующие из города в
    депо).
Усть-Илимский трамвай предназначен для перевозок сотрудников ЛПК и имеет пиковый характер работы. В рабочие дни в утренний час пик с 6:40 до 8:30 двухвагонные поезда осуществляют массовую перевозку пассажиров из города на ЛПК, возвращают в город ночную смену, после чего поезда уходят в депо. Часть поездов успевает сделать только один рейс, часть - по два рейса. В период с 8:40 до 14:40 на линии остаются один - два вагона, часть рейсов выполняются по полному маршруту, часть рейсов только до депо.


Начиная с 15:40 на линии вновь появляются двухвагонные поезда, которые перевозят пассажиров с ЛПК в город, но вечерний - с 15:40 до 20:35, интервалы движения заметно больше утренних, количество выходящих на линию поездов меньше чем утром. В выходные дни рейсов меньше. Около половины осуществляются по полному маршруту на ЛПК утром и во второй половине дня, а около половины рейсов в середине дня и вечером только депо. Помимо рабочих ЛПК трамвай также обслуживает дачи, находящиеся между городом и депо.



В 1990-е годы Усть-Илимский трамвай продолжал стабильно работать. В 2001 году он был признан лучшим в России. Столь высокую оценку трамваю дали профессионалы городского электротранспорта из нескольких стран Европы, США и Австралии, побывавшие в молодом сибирском городе. Из 113 городов России, которые они посетили, более всего их удивил скоростной трамвай в Усть-Илимске. В отличном состоянии содержатся пути, контактная сеть, что позволяет развивать хорошую скорость на всем 30-километровом участке от города до промплощадки ЛПК и ТЭЦ. Остались довольны зарубежные гости и уровнем обслуживания пассажиров.

Трамвайная линия отчасти проложена по девственным таёжным лесам. Трамвай работает в условиях самого сурового климата в мире - зимний период длится с раннего октября по поздний апрель. Трамвай официально прекращает работу, если температура воздуха падает до -57С и ниже.

Существует план продления южного участка сети от 9-го микрорайона до железнодорожного вокзала, а также в Старый город.

фото с сайта -