воскресенье, 14 февраля 2016 г.

Санкт-Петербург: Интервью с водителем троллейбуса


Узнаем каково это - быть водителем троллейбуса. Пообщаемся с женщиной-водителем, которая по-настоящему любит свою работу. Она рассказала про все тонкости этой профессии, а также вспомнила наиболее запомнившиеся моменты из своей троллейбусной жизни.

- Как так получилось, что ты стала водителем троллейбуса?

- Я с детства хотела: раньше жила в таком месте, где мой дом выходил на трамвайно-троллейбусное кольцо. Просыпалась я очень рано и, чтобы не будить маму, сидела на балконе и смотрела на трамваи и троллейбусы. Мне это было очень интересно. Когда стала ездить в школу на общественном транспорте, я во всё это вникала, наблюдала за водителем. Захотелось попробовать. Когда дали порулить, ещё до учёбы в ГЭТовском комбинате, мне так понравилось! И после этого я решила: “Всё, надо пробовать срочно!”

- Объясни, почему именно троллейбус?

- Для меня троллейбус – это всё лучшее, что можно было взять от остальных видов общественного транспорта: на трамвае рулить не надо, просто сидишь и едешь прямо, а автобус слишком тяжёлый и шумный.

- На каких машинах ты работала?

- Сначала был вологодский троллейбус, потом белорусские, сейчас на “Мегаполисе” работаю. “Мегаполисы” самые быстрые: с автобусами можно хорошо гоняться!

- Многие водители хвалят “Мегаполисы” за удобную кабину, а ты как считаешь?

- Мне кажется, что самая удобная кабина у белорусских троллейбусов. Там и места много и не так шумно: в кабине не слышно, что происходит в салоне, а в салоне не слышно то, что происходит в кабине. Что мне нравится в "Мегаполисе" – это дверь из кабины в салон. Пассажиры подходят, спрашивают, а мне так удобнее им отвечать.


- Как ты относишься к пассажирам?
- Пассажиров люблю. Люблю, когда вообще много народу, когда салон аж до дверей забивается. Я обязательно их жду на остановках, люблю постоять, чтобы они успели добежать. Мне приятно слышать от них “Спасибо”. Некоторые пассажиры шоколадки дарили. Люблю давать людям маленькую приятность, когда троллейбус дождался всех своих пассажиров. Мы же добрый транспорт, надо пропагандировать доброту и любовь.

- Бывают ли неприятные ситуации с пассажирами?

- Да, бывают, у меня даже была драка в салоне. Пришлось вмешаться: “Выясняйте свои отношения на улице, так как людям нужно вернуться домой”. И мужики такие, “да-да”.

- Ну а теперь к коллективу. У вас работают люди семьями?

- Конечно! У нас в парке работают отец и сын. Отец - кондуктор, а сын водит троллейбус.

- Супруги тоже есть, наверное?
- Да, муж и жена, сменщики. Муж работает в утреннюю смену, жена в вечернюю.

- Кстати, у вас в парке много женщин/девушек?

- Ну, где-то 40/60. 40% - женщин, остальные мужчины. В последнее время заметила, что очень много женщин-водителей на автобусах. Раньше для меня это было удивление, а сейчас попадаются довольно часто. Женщины даже водят маршрутки, вот это вообще офигеть! Для меня это был бы вечный стресс.


- Какой у тебя график?

- Утренний. Он для меня как-то проще.

- Есть какие-то маршруты, которые тебе нравятся больше?

- Те, которые ходят по Невскому проспекту, так как все они очень сложные и везут много пассажиров. Ну и, конечно, красиво ездить по центру города.


- Если говорить про других участников движения - тебя можно назвать ненавистницей маршруток? Хорошо известно, что многие водители общественного транспорта крайне негативно относятся к ним...
- Я не то чтобы ненавистница, но я стараюсь ездить для людей, а они не стараются, и это очень бросается в глаза. Я вообще всегда осуждала водителей, которые не могут подъехать близко к остановке там, где это возможно.

- А как ты относишься к коллегам из “Пассажиравтотранса”?
- Раз на раз не приходится. Есть вполне приличные водители, которые подъезжают на остановки и не нарушают ПДД, а бывает попадаются всякие... В основном я стараюсь быть вежливым водителем для всех.

- Как ты ездила этой зимой, когда дороги не посыпали реагентами?
- Да ничего, так же, как и в прошлую зиму - коммунальщики тогда не сразу стали посыпать реагенты. Вообще, зимой мне нравится ездить по накатанному снегу. Так город кажется чище, Петербургу очень идёт белый цвет!

- Ваш коллектив пишет письма по качеству дорожного покрытия?
- Да, различные заявки в администрацию парков водители пишут. Они составляются на всё: знаки, деревья, выбоины. Всё это учитывается и отправляется в ГИБДД.

- Неправильно припаркованные автомобили сильно мешают движению троллейбуса?
- Когда я только начинала, мне водитель-инструктор дал совет: “Не нравится, звони центральному”. Я звонила центральному диспетчеру, подавала заявки: “Остановка заставлена посторонним транспортом”. Приезжали туда эвакуаторщики и всех вывозили. И на следующем круге я такая: “Yes, yes, так вам и надо!”

- Думаю, платная парковка эту проблему решит.
- Ну не знаю, у нас много чего обещают. Но в целом введение платных парковок я поддерживаю, а то все машины понаставили где попало…

- Заметил, что многие троллейбусники принципиально не заезжают на выделенную полосу на Невском проспекте, даже когда пробка. Почему так?
- Потому что какая-нибудь зараза встанет...

- То есть из-за нелегальной парковки на полосе?
- Тут дело в организации дорожного движения. После выделенки идёт поворот направо, они стараются все тебя обогнать, перед тобой объехать и останавливаются… Вот из-за этого приходится въезжать по второму ряду.


- Ты привыкла к автоинформатору?
- Да. Раньше, когда начинала работать, объявляла всё в микрофон. И всё-таки микрофон ближе к людям, душевнее, там можно говорить без всяких странных фраз, типа “не забывайте свои подозрительные вещи”. А потом поставили информаторы и микрофоны сняли. Мне это не очень нравится, так как с информатором может что-то произойти, а мне будет трудно сообщить пассажирам о том, какая следующая остановка. Приходится кричать...

- А не было мысли записать свой голос на информатор?
- Я - нет. Но у нас есть водитель, который записал свой голос на все остановки.

- Как вы со стрелками справляетесь?
- Привыкла уже и к стрелкам.

- Ну а первые ощущение?
- Стрелки – это не так уж сложно для меня… Вот пересечения на повороте проезжать - это да, проблема, особенно в условиях скопления транспорта. Многие водители не понимают, что мы можем застрять на обесточенных участках. Ладно хоть сейчас у нас есть автономный ход, а раньше пересечения нервы-то трепали…

- Насколько я знаю, стрелка управляется рулём? Или это не так?
- Нет, стрелка управляется кнопкой.

- Всё-таки кнопка…

- На новых троллейбусах - кнопка, на старых - ты жмёшь педали. Сначала, как только начала ездить, стрелки были обесточенные , вот это было проблемой. Надо было засечки всякие делать. У меня как-то раз был троллейбус без зеркала, я думала: “Как на нём ездить! Ничего же не видно”. А сейчас привыкла…

- Ну раз ты заговорила о зеркале, тогда такой вопрос. А камеры тебе помогают?
- Камеры, да. Особенно, когда наблюдаешь в салоне.

- Ну и снаружи тоже? Или зеркало роднее?
- Зеркало как-то нагляднее. Камеры как-то наоборот, отражение только показывают.

- Как ты относишься к новой форме водителей?
- Мне кажется, что старая форма более практичная, нежели новая.

- Ну и как-то официальнее смотрится.
- Да, серьёзная форма. У автобусников с новой формой очень хорошо получилось.


беседовал Владислав Булгаков.