воскресенье, 21 февраля 2016 г.

Автоматический транспорт – утопия или реальность?


Беспилотный общественный и личный транспорт пока остаётся бесконечно заманчивой фантазией. Сегодня эти автомобили выглядят пришельцами из далёкого будущего, но реально находятся на расстоянии всего нескольких лет от повсеместного внедрения.

В качестве основных преимуществ автономного транспорта является повышенный уровень безопасности, топливная эффективность, а также способность освободить время для водителя. По данным организации Eno Center For Transportation (ECFT), которая занимается оптимизацией дорожного движения в США, увеличение доли «беспилотников» в автопарке США до 10% позволит сократить число аварий на 50%.

Метро



Метро без машинистов уже несколько лет работает в метрополитенах Парижа, Копенгагена, Дубая, Мадрида, Атланты, Каракаса и других городов. В столице Дании, например, была сделана ставка на короткие поезда метро. Эти поезда, курсирующие со средней скоростью около 80 км/ч, но с малыми интервалами, были изготовлены итальянской фирмой Ansaldo.

Запущены автоматические поезда в метрополитенах Барселоны и Пекина. Подобные технологии внедрены и в России. В Санкт-Петербурге и Казани функционирует система подземки, которая требует присутствия в кабине водителя только для открытия и закрытия дверей, а также на случай чрезвычайных происшествий.

В 2015 году к процессу автоматизации метро подключился Стамбул. В июне мэрия города подписала с компанией Mitsubishi контракт на поставку 21 беспилотного поезда для строящейся линии метро M5. В лондонском метро, одном из старейших в мире, также планируют обзавестись 250 полностью автоматизированными поездами.

Автобусы


На сегодняшний день известны и успешные примеры использования систем автономного автобусного движения. В швейцарской Лозанне, в частности, был запущен проект EasyMile, в рамках которого осуществляется транспортировка студентов и преподавателей от ближайшей станции метро до университета. Длина маршрута составляет около 2,5 километров.

В городе Трикала в Греции началось использование системы CityMobil2, которая обеспечивает перевозку пассажиров по улицам города на десятиместных электроавтобусах. В китайском Чжэнчжоу пошли ещё дальше и организовали междугороднюю транспортировку населения по маршруту протяжённостью более 30 километров.

Но самый амбициозный проект реализуют в британском Милтон-Кинс: речь идёт о 40 беспилотных автомобилях, на которых любой житель сможет попасть в любую точку города. В полную силу эта система должна заработать в 2018 году.

Автомобили


В настоящее время практически все крупные автомобильные компании работают над автопилотами для легковых автомобилей, причём части таких систем уже находят применение в серийных машинах. История концепции автомобилей без водителей уходит своими корнями в 1970-е гг., когда в Японии были разработаны первые в мире прототипы «беспилотников». А за последние 40 лет подобными проектами начали заниматься в университетах, исследовательских институтах и высокотехнологичных компаниях более тридцати стран.

Особенность «автономных» автомобилей заключается в том, что для движения им не требуется оператор со всеми вытекающими из этого последствиями: отсутствие педалей и руля, просторный интерьер, повышенная безопасность, наличие разнообразных датчиков и навигационных технологий и высокая скорость обработки дорожной информации.

Крупные проекты по разработке автопилотов разрабатываются в Volkswagen AG, Toyota Motor Corp, Daimler AG, Nissan Motor Co, General Motors, а также Volvo, Audi, BMW. Впрочем, дальше всего в своих разработках продвинулся мировой гигант IT-индустрии Google, представивший на Франкфуртском автосалоне-2015 собственный проект Google Safe-driving car.

Проблемы «беспилотников»


Одна из главных проблем – юридическая ответственность в случае ДТП. «Закон штата Калифорния гласит, что любое транспортное средство должно управляться человеком. С точки зрения юридической науки, возможная авария «беспилотника» станет неразрешимой дилеммой при определении виновника и суммы компенсации», – отмечает юрист Майкл Брэдли из Автотранспортной инспекции штата Калифорния.

Следующая проблема – скорость обновлений карты GPS и реальной ситуации на дороге. «Мы верим в водителей, человеческий разум может принимать решения, которые не могут принимать машины. Хотя последние не устают, они могут выполнять только запрограммированные функции. Когда происходит сбой, навыки водителя – единственное, что может спасти пассажиров», – уверен Карл Йохан Альмквист из Volvo Trucks.

По результатам опроса компании CarInsurance.com, оказалось, 80% из 2 тысяч опрошенных автомобилистов сомневаются в подобных технологиях. Более того, 75% опрошенных сочли, что их водительские способности окажутся убедительнее компьютерных.

О непредсказуемых последствиях автоматизации движения для мировой экономики говорит Клара Фабианкова, экономист Высшей школы экономики в Праге: «Самоуправляющиеся автомобили обещают стать феноменом ближайших десятилетий.

Наряду с тем, что они позволят решить ряд экологических проблем, снизить смертность на дорогах, повысить производительность труда, создать новые отрасли, возникнет необходимость коренной реструктуризации экономики, которая приведёт к беспрецедентной потере рабочих мест в таких сферах, как рынок автострахования и кредитования, парковочный бизнес и рынок подержанных автомобилей. Для того чтобы избежать негативных последствий для населения, необходимо принимать меры уже сейчас. Однако политики зачастую не способны посмотреть за горизонт одного избирательного цикла, а потому избежать потрясений нам вряд ли удастся».