воскресенье, 27 марта 2016 г.

Объем производства автобусов в России в 2015 году сократился на 15%


Производства автобусов в РФ сокращается с 2012 года. В 2015 году было произведено на 6373 автобусов меньше, чем в предыдущем году. Преодоление негативного тренда в ближайшее время ожидать не приходится.

Российские предприятия показывают разнонаправленную динамику производства автобусов на протяжении всего 2015 года. Совокупное падение объемов производства по итогам 2015 года составило 15% г/г. Правда, объем производства автобусов за январь-февраль 2016 года в натуральном выражении увеличился на 2% г/г.

Негативная ситуация на рынке обусловлена в первую очередь сокращением расходов муниципальных и региональных бюджетов, в связи с падением налоговых поступлений от экспорта нефти.


Объем производства автобусов в стоимостном выражении, в целом, повторяет динамику производства в натуральном выражении - в 2015 году он оказался на 11% ниже г/г. Крайне негативная конъюнктура препятствует повышению отпускных цен производителей - в 2015 - начале 2016 гг. они росли с темпами на 5 - 6 п. п. ниже инфляции.


В числе важнейших предприятий отрасли можно выделить: ООО "ЛИАЗ" (Московская область), ОАО "НЕФАЗ" (Республика Башкортостан), ООО "ПАЗ" (Нижегородская область), ООО "ВОЛГАБАС" (Волгоградская область), ООО ПКФ "ЛУИДОР" (Нижегородская область), ООО "КАВЗ" (Курганская область), ЗАО "ТРОЛЗА" (Саратовская область), ООО ТД "БОГДАН" (Нижегородская область), ООО "Д.В.С. ЭКО" (Москва), ООО "КАМАЗ-Марко" (Республика Башкортостан).

Наибольший объем производства среди всех федеральных округов приходится на Приволжский федеральный округ: в 4 кв. 2015 года там было произведено 10 411 автобусов, что составляет 96% от совокупного объема. В 1 кв. 2015 года него приходилось 95%. Стабильное распределение долей в совокупном объеме производства показывает равномерное внутригодовое использование мощностей во всех федеральных округах.


Сохранению негативного тренда на рынке автобусов способствует сокращение инвестиций в основной капитал и реальных располагаемых доходов населения. Согласно прогнозу МЭР, до 2018 года на рынке транспортных средств будет наблюдаться стабилизация объемов производства после значительного спада выпуска в 2015 году.

В сложившейся ситуации эксперты прогнозируют опережающее развитие производства автомобилей и сокращение доли импорта (поддерживаемое, в том числе, ослаблением курса рубля). На развитие производства автомобильной техники будет влиять реализация инвестиционных проектов по созданию новых конкурентоспособных производств и расширению действующих мощностей (в том числе в соответствии с программами инновационного развития ПАО "КАМАЗ" и ОАО "АВТОВАЗ").

Повышению технологического потенциала автомобильной промышленности и производства автобусов в среднесрочной перспективе будет способствовать увеличение производительности труда в данном секторе машиностроения на 34% к уровню 2014 года.