среда, 2 марта 2016 г.

Всё метро мира: Казань

"Коллекция Транспортного блога Saroavto"
13.08.2013

Это последний пост рубрики "Коллекция Транспортного блога Saroavto".

Метро в Казани было открыто в 2005 году во время празднования тысячелетия города. Казанский метрополитен стал седьмым по счёту в РФ и первым в стране среди построенных после распада СССР.

На данный момент метрополитен объединяет 10 станций на одной линии, протяженностью почти 16 км. Интервал движения составляет от 6 до 10 минут. Метрополитен работает с 6:00 до 00:00 Общее время движения по линии составляет около 22 минут. Среднесуточный пассажиропоток составляет более 100 тыс. человек.


Стоит еще отметить, что из-за экономии электроэнергии освещение на станциях метро работает менее чем на 50%, поэтому в повседневности они выглядят несколько иначе, чем на фотографиях.

Станция "Проспект Победы".


Конечная станция – «Проспект Победы», она же «Җиңү проспекты». Открыта в 2008 году. Станция колонная, мелкого заложения. Основой интерьера станции является тема победы СССР в Великой Отечественной войне.


Колонны и стены станции облицованы мраморными и гранитными плитами. Спаренные колонны образуют как бы Триумфальную арку. Каждая из арок посвящена одному из городов-героев, название которого написано на стекле, находящемся между спаренными колоннами.


В пролётах между колоннами размещены люстры, символизирующие салют Победы.


Является конечной станцией временно. За ней в ближайшее время откроется станция "Дубравная".


Вход в вестибюль расположен на пересечении улицы Зорге и проспекта Победы возле Приволжского рынка.


Предусмотрена пересадка на казанский скоростной трамвай.


Перед станцией расположен пошёрстный съезд, посадка и высадка производятся с одного пути.


Одна из особенностей Казанского метро – здесь нет привычного циферблата над выездом в тоннель с указанием текущего времени и интервала движения. За интервалом машинисты следят через компьютер, установленный в кабине, а текущее время на каждой станции показывают такие стрелочные часы.

Станция "Горки".


Станция «Горки» - односводчатая станция мелкого заложения, с одной островной платформой. Максимальная высота свода от уровня платформы — 6 м.


Открыта в августе 2005 года в составе первого пускового участка.


Путевые и торцевые стены перронного зала облицованы полированным зеленым мрамором «Индиана Грин».


Станция построена в рекордные сроки - меньше чем за полтора года.


Станция расположена на пересечении улиц Зорге, Родина и Мавлютова. Обслуживает жилой массив «Горки-1″.


Станция имеет два подземных вестибюля, от которых к платформе ведут лестницы.


Кроме того, в спусках обоих вестибюлей имеется пандус и установлен платформенный подъемно-транспортный механизм, пригодные для инвалидов и других пассажиров с ограниченными функциями.

Станция "Аметьево".


Станция «Аметьево». Она же «Әмәт».


Станция представляет собой остеклённый двухъярусный мост, перекинувшийся через Аметьевскую магистраль.


На нижнем ярусе моста расположена станция, на верхней – крытая пешеходная галерея, соединяющая Даурскую улицу и ж/д платформу «Аметьево».


Конструкция станции трёхпролётная, колонная. Колонны цилиндрические и продольные, серого цвета.


Поскольку интервалы между поездами большие, то посередине станции установлены таксофоны!


Выход в сторону ж/д станции.


В Советское время, исторический район Аметьево, стали почему-то называть Ометьево, что и оставило свой след в названии железнодорожной платформы расположенной в километре от станции метро. Одновременно со станцией было решено построить и пересадочную ж/д платформу «Аметьево», а соседнее «Ометьево» закрыть.


Впоследствии, было решено оставить обе платформы, вот и соседствуют и поныне «Аметьево» и «Ометьево» вводя в заблуждение не только приезжих, но и самих казанцев.

Станция "Суконная слобода".


Станция «Суконная слобода» - «Сукно бистәсе».


Расположена в историческом районе Казани – Суконной слободе, под Петербургской улицей, у её пересечения с улицей Эсперанто.


Исторически на месте станции располагался центр производства и торговли тканями, ведь Казань лежала на Великом Шёлковом пути. Это и обусловило название района, а в будущем и станции метро.


Построена в коричнево-кремовой гамме, в классическом стиле с двумя рядами мраморных колонн, пилястрами и бронзовыми светильниками. По замыслу архитекторов, это должно отражать атмосферу Суконной слободы XVIII—XIX века.


Непосредственно возле южного входа на станцию расположен инженерный корпус казанского метрополитена.


Выход в город. Как и на большинстве станций казанского метро - без эскалатора.

Вход на станцию.


Станция «Площадь Тукая».


Расположена под центральной площадью Казани – площадью Габдуллы Тукая вдоль улиц Петербургская и Баумана.


Архитектурное решение станции связано с национальным колоритом – преобладают белый и зелёный мрамор. Одиночный ряд колонн (12 колонн), повёрнутые на 45 градусов.


На путевых стенах помещены 22 мозаичных панно в технике римская мозаика, изображающие героев сказок и темы произведений Габдуллы Тукая и его портретный образ.

Панно «Коза и Баран».


Панно «Водяная».


Панно "Кисонька", по-татарски - Мияубикә.


Станция является одной из самых загруженных в казанском метрополитене.


Подземная галерея от северного вестибюля станции ведёт в подземный переход под площадью Тукая, из неё также есть входы в подземный этаж торгово-развлекательного комплекса «Кольцо».


Уголок, символизирующий улицу Баумана с экспозицией детских рисунков и бюстом Г. Тукая.


На каждой станции казанского метрополитена есть полный комплекс, предназначенный для досмотра пассажиров и багажа, включая рентген-интроскопы наподобие устанавливаемых в аэропортах, и абсолютную новинку казанских транспортников – сканер «Homo Scan», позволяющий за пять секунд провести полный досмотр пассажира.


Станция "Кремлёвская".


Станция «Кремлёвская». Единственная в Казани, имеющая оригинальный надземный вход.


Расположена возле Казанского Кремля, в начале улиц Баумана и Профсоюзная.


Расположение станции во многом обусловило и дизайн интерьера. Стены облицованы бежевым мрамором с торчащими башенками, символизирующими башни Кремля.


Путевые стены украшены мозаикой с фольклорными изображениями. Всего 10 мозаичных панно.


На перроне расположены башенки, символизирующие минареты казанских мечетей. На своде можно видеть изображение дракона, по легенде охраняющего город.

Национальные мотивы.


Станция очень красивая и самая неосвещённая.


Фрагмент потолка.


Вообще, все элементы навигации в Казанском метрополитене двуязычные (русский и татарский языки). А звуковые сообщения в вагонах даже трехъязычные – русский, татарский, английский.


Имеются два вестибюля — южный и северный. Северный вестибюль открыт одновременно с открытием станции и имеет выход в город в сторону Кремля и в сторону протоки Булак, на площадь 1000-летия.


Северный вестибюль имеет и естественное освещение – через полусферический стеклянный атриум на поверхности.


Южный вестибюль был открыт весной 2006 года, но в связи с низким пассажиропотоком в 2008 году временно закрыт. Его открывают только на День республики и города (30 августа).

Станция "Козья Слобода".


Перемещаемся на другой берег реки Казанки. Здесь нас встречает станция «Козья слобода» - «Кәҗә бистәсе».


Станция «Козья Слобода» - это одна из новых станций Казанского метрополитена.


Она расположена в заречной части города (после тоннельного пересечения реки Казанка) в Козьей слободе на пересечении улиц Декабристов, Ибрагимова, Чистопольская, Вахитова.


Станция была открыта в 2010 году. С ее появлением пассажиропоток в метрополитене увеличился в 2,5 раза: с 45 тыс. до 105 тыс. пассажиров в день.


Интерьер станции выполнен в стиле хай-тек. Нелинейные колонны и элементы потолка, а также стены станции облицованы композитными, металлокерамическими и прочими современными отделочными материалами.


На расстоянии 60 см от края платформы в разграничительную полосу встраиваются светильники, которые включаются при подходе поезда к станции и предупреждают пассажиров о прибытии состава.


У станции открыты два вестибюля с четырьмя выходами.


Стена вестибюля над эскалаторами выполняется в виде экрана, на который возможна трансляция информации рекламного характера.


На станции установлены эскалаторы «Thyssenkrupp» с функцией стоп/старт, которая останавливает движение при отсутствии пассажиров и запускает при их появлении, что экономит электроэнергию и предотвращает износ деталей.

Одна из редких станций, оборудованная эскалаторами.


Смарт-жетоны действует в течение суток, а точнее – с момента покупки до закрытия метро. Если ты не успел воспользоваться в течение дня жетоном, то его можно обменять на действительный, НО только по субботам и воскресеньям.


Кассовый зал.


Название станции вызвало много споров у горожан. Её хотели назвать и «Заречье», и «Ак Барс», и «Молодёжной», но в конечном итоге, после голосования, станцию назвали в честь исторического района Казани, в котором она расположена. Вплоть до 9 мая 2013 года станция являлась конечной.


Станция «Яшьлек» (Молодёжная).


Первоначальное название - станция «Декабристов», по одноимённой улице, под которой расположена станция.


Проект интерьера станции обыгрывал форму декабристов и содержал различную стилизованную лепнину и золотые арки.


Однако за год до открытия было принято решение назвать станцию «Яшьлек».


Проект свода был изменён, все декоративные элементы упразднены, изменена конструкция люстр, которые и являются основным элементом отделки станции.


Название переводится с татарского как юность, молодость.

Казанская метронавигация. На трёх языках.


Станция "Северный вокзал".


Следующая станция - «Северный вокзал», она же «Төньяк вокзалы».


Одна из трёх, открытых к универсиаде станций, в 2013 году.


Проектное название - «Московская», в интерьере планировалось обыграть темы Московского кремля и Москвы.


Однако, станцию вполне логично назвали в честь расположенного рядом железнодорожного вокзала Казань-2, а в интерьере решили ничего не обыгрывать.


Станции казанского метро снабжены информационными киосками, где можно не только разобраться с маршрутами метро (чего там разбираться то?), но и получить справку о надземной обстановке. 

Станция "Авиастроительная".


И конечная станция - «Авиастроительная» или «Авиатөзелеш».


Своё название станция заимствовала от административного района Казани, который, в свою очередь получил название от расположенного на его территории одного из крупнейших в мире авиационного комплекса, который стал градообразующим для района.


Тематика оформления станции - тема промышленности и авиастроения.


Интерьер станции стилизован под салон самолёта.

Навигация на путевой стене.


Подвижной состав и его обслуживание.


В Казани ходят питерские вагоны «Казань» 81-553.3 (номерной) и мытищинские «Русич» 81-740.4.


Каждый состав "Русич" состоит из трёх двойных сочленённых вагонов.

Электродепо ТЧ-1 «Аметьево» находится напротив Казанской ярмарки, съезды к нему ведут со станции «Аметьево» — в окрестности улицы Даурская. Рядом с существующим зданием предусмотрен резерв для расширения/достройки отстойно-ремонтного корпуса.


Здание депо рассчитано на 82 вагона. Казанский метрополитен использует современный отечественный подвижной состав. Все метровагоны в Казани оснащены асинхронным тяговым приводом, который позволяет повысить надежность и обеспечить экономию электроэнергии.


К пуску первой очереди Казанского метрополитена были закуплены вагоны серии 81-553.3 «Казань», изготовленные ЗАО «Вагонмаш» в Санкт-Петербурге, в сотрудничестве с фирмой Škoda Dopravní technika (Чехия). В течение 2005 года было поставлено 5 составов из вагонов типа «Казань». Каждый состав состоит из четырёх вагонов: двух головных моторных, одного промежуточного моторного и одного промежуточного безмоторного, вместимость каждого из которых — 250 человек. В дальнейшем производство вагонов типа 81-553.3 было прекращено.


Для обеспечения линии, увеличившейся за счёт пуска станции станции «Проспект Победы» и «Козья Слобода», в конце 2010 годы было решено приобрести составы «Русич» 81-740.4/81-741.4 с увеличенным количеством дверей. В 2011 году на линии их было уже три состава. 


Каждый состав «Русич» состоит из трёх двухсекционных сочленённых моторных вагонов: двух головных и одного промежуточного, вместимость каждого из которых — около 350 человек.

Для служебной работы (перегона вагонов, перевозки хозяйственных грузов, маневровых работ) в казанском метрополитене применяются контактно-аккумуляторный электровоз 81-582. Он был переоборудован из опытного электровагона 81-560 «Ритор» и поэтому внешним видом повторяет пассажирский вагон, но в отличие от него оснащён двумя кабинами, а в его салоне находится тяговая аккумуляторная батарея и прочее оборудование для работы, не зависящей от контактного рельса.


81-553.3 «Казань» на ремонте.


Оплата проезда и места для инвалидов.


В казанском метро используются пластмассовые жетоны и смарт-карты. 

Стоимость проезда:
  • С приобретением жетона 20 рублей
  • По смарт-карте от 15 рублей
  • По электронному кошельку 18 рублей

Казанское метро хорошо адаптировано для инвалидов.



На перронах указаны места посадки для инвалидов.


Около этих указателей имеются специальные пандусы для заезда в вагон на инвалидной коляске.


Турникеты для входа на станции.