понедельник, 25 апреля 2016 г.

Москва: Выставка метро в музее архитектуры


В Музее архитектуры открыта выставка, посвященная московскому метро. Самому раннему его этапу – первым четырем «очередям».

"Очередь» тут не означает «линия». Хотя для самой первой очереди понятия более-менее совпадали.


Сначала немного даже не истории, а предыстории. Первое в мире метро – лондонское – открылось в 1863 году. Но и Москва при благоприятном раскладе могла не слишком отстать. Первые предложения по строительству метро были высказаны в Первопрестольной в 1875 году..

В начале ХХ века появилось сразу несколько проектов. Их отвергли (в чем многие обвиняли «трамвайное лобби»).

В 1913 году свой проект разработала городская управа. Строительство планировалось на 1914-1920 годы. Дальнейшее, думаю, комментариев не требует.

1920-е годы: Москва – вновь столица, население растет, транспорт захлебывается. В 1923 году заказывают проект немецкой компании «Сименс», но денег на строительство не находят. Создают собственный «подотдел по проектированию метро». К 1930 году готов проект: четыре диаметральных и кольцевая линии общей протяжённостью 50 км. После чего подотдел сажают за «вредительство».

Но скорор Москва встает в транспортном коллапсе (знаменитая пробка 6 января 1931 года). Метро решают все-таки строить, и даже посаженных специалистов в конце концов потихоньку извлекают из тюрьмы.

На чем опустим политико-инженерные перипетии и перейдем к архитектуре первой очереди.



Рабочие названия станций были завязаны не на идеологию, а на городскую топонимику (что как раз и удобно для пассажиров). Как Сокольники (здесь в XVII веке располагалась Сокольничья слобода).


Это наземный павильон станции (скульптуры были, их демонтировали позже). А вот внутреннее пространство.





Обратим внимание на два типа конструкции станций – колонный или пилонный (второй - для станций глубокого заложения). У неглубоких Сокольников – колонный вариант.

Вообще предвоенные станции московского метро в архитектурном плане наиболее интересны. Тут нет еще излишнего нагромождения декора (что мы и привыкли относить к «сталинскому» типу), все построено на балансе архитектурных объемов. С другой стороны, нет и более поздней экономии на материалах – всего на станциях первой очереди была уложена 21 тысяча квадратных метров мрамора.

Далее – Красносельская. Также от московской топонимики: тут было Красное село.

Станция Комсомольская в проекте значилась Каланчевской (от исторического названия площади, по путевому дворцу царя Алексея Михайловича, где имелась высокая башня – каланча). Площадь переименовали в 1933 году в честь 15-летия ВЛКСМ - а за ней и станцию.

Станция также мелкая – следовательно, колонная. Ее особенность – движение пассажиров по двум уровням, включая галереи.



Красные ворота. Здесь были когда-то триумфальные ворота с таким названием. Площадь переименовали в 1941 году в Лермонтовскую по случаю 100-летия гибели поэта. Позже переименовали и станцию, но затем историческое название вернули.

Тут интересно другое. Между архитекторами первых станций был проведен конкурс. Первой премии не присудили, правда, никому, а вторую разделили авторы Красных ворот И.А.Фомин и Чистых прудов Н.Я.Колли.

Станция Красные ворота – пилонная, глубокого заложения (в наземном вестибюле – колонны). Ну, а цветовая гамма соответствует названию.






Станция Чистые пруды предполагалась Мясницкой – по улице, названной по роду занятий здешних жителей. Вместе с улицей в результате оказалась Кировской. Улице название вернули, а вот станцию в 1990 году поименовали по расположенным неподалеку прудам.



Станция Лубянка обернулась Площадью Дзержинского (наземная площадь уже была к началу строительства переименована). Исторические названия вернулись одновременно, в начале 90-х.

Интересно, что станция первоначально не имела центрального зала, только узкие боковые платформы-трубы, из-за сложностей рельефа. К 70-м годам станцию реконструировали. А вот фотография 1935 года.



Наземный павильон впоследствии встроили в воздвигнутое на его месте здание. Но стиль порталов сохранился.



Охотный ряд претерпел, наверно, больше всего смен названия. Изначально станция называлась Охотнорядской (здесь в XVIII веке были ряды, где торговали битой дичью и птицей). С 1935 года стала станцией имени Л.М.Кагановича, позже – Проспектом Маркса. Но все вернулось на круги своя.

А вот панно с изображением спортсменов на Охотном ряду так и не появились.




Библиотека Ленина - первый опыт применения в Москве односводчатой, так называемой «парижской» конструкции.



Оказывается, на углу Воздвиженки был наземный вестибюль. Вход в метро там по-прежнему есть, но в виде подземного перехода.



Нынешнюю Кропоткинскую назвали Дворцом Советов, хотя запланированного дворца га месте ХХС еще не было и в помине. Станция рассматривалась как его аванзал, но вышла при этом легкой и элегантной (архитекторы А.Н.Душкин и Я.Г.Лихтенберг получили за нее гран-при Всемирной выставки в Париже в 1937 году).



«Дворцом Советов» станция пробыла аж до 1957 года. После чего стала Кропоткинской – в честь князя-анархиста. А «Пречистенской» так и не стала, хотя улице давно вернули историческое название.

Все хорошо знают наземный павильон Кропоткнинской. Но представьте, он мог быть совсем иным.



Гигантизма, к счастью, не случилось, и мы видим на бульваре элегантный «садовый павильон» (архитектор С.М.Кравец).



Станция Парк культуры – также колонная, мелкого заложения. Первоначально она имела два наземных павильона. Сохранился только один – на Остоженке.



У первой линии метро было и ответвление – от станции Улица Коминтерна на Арбатскую и Смоленскую. Улица Коминтерна успела в дальнейшем побывать Калининской и Воздвиженкой, а последнее ее переименование в Александровский сад, на мой взгляд, вовсе не было необходимым. Интересна же она наличием боковых платформ вместо привычного для Москвы «островного» типа – часть поездов отправлялась здесь от основной ветки вбок.



Станция Арбатская знаменита своим наземным павильоном в форме пятиконечной звезды.



Станция Смоленская завершала в то время эту часть ветки. Почему, – спросите вы, - было не продлить ее до Киевского вокзала?

А потому, что там протекала Москва-река. Первая очередь метро этих проблем еще не решала.




Но вернемся к проекту станции Скольники. Где обнаруживается вот такой персонаж.


Вот именно: раскуривает трубочку. Интересно, на раннем этапе в метро и правда не запрещалось курить?



В заключение – фотография директора Музея архитектуры Ирины Коробьиной: смотрите, какая у нее брошка в форме эмблемы московского метро.



Выставка продлится в МУАРе до июля.



Комментариев нет:

Отправить комментарий