воскресенье, 24 апреля 2016 г.

Париж: Электрички RER серии MS61 ушли на покой


16 апреля 2016 года в торжественной обстановке был совершен последний рейс поезда серии MS 61, который для парижан является прмерно тем же, что и для нас электропоезда серии "кругломордых" ЭР-ок. Без малого 50 лет эта серия исправно служила на самой загруженной ветке городских поездов RER, линии А, в каждом направлении на которой в час едет более 55 тысяч пассажиров — это самая высокая цифра в мире за пределами Японии. Последний поезд отправился от станции La Defence в направлении Boissy Saint Léger в 14:45.


Парижские городские поезда RER пересекают центральные районы Парижа в тоннелях, где делают несколько остановок, выходят на поверхность ближе к окраинным районам и продолжают движение в сторону дальних пригородов. С одной стороны, линии RER принимают на себя большие внутригородские пассажиропотоки, которые иначе еще более перегружали бы линии метрополитена, и обеспечивают сокращение общей длительности поездки из пригородов в центр; с другой, в значительной степени снимают нагрузку, создаваемую пассажирами пригородных сообщений, с главных городских вокзалов магистральных линий железных дорог, пропускную способность которых теперь можно использовать для повышения качества обслуживания пассажиров региональных и междугородных сообщений. Доля пассажиропотока линии А составляет примерно 25 % общего объема перевозок. По рабочим дням пассажиропоток линии, как правило, превышает 1 млн. чел. В связи с этим складываются особые требования к подвижному составу.


Поезда первого поколения серии MS61 были сформированы из трехвагонных секций, построенных для работы на линиях RATP (местный транспортный оператор), имели на момент введения отличительный параметр - высокое ускорение, которого достигли благодаря суммарной номинальной мощности коллекторных тяговых двигателей секции, равной 1350 кВт. Секция длиной 73 м вмещает 629 пассажиров, в каждом вагоне по четыре двустворчатых двери с обеих сторон. Фактически, эти поезда создавались конкретно для линий RER.


Поезд серии MS 61 впервые был введен в эксплуатацию 29 июня 1967 года в тестовом режиме на пригородной линии де Со (ныне южная часть RER B ). В общей сложности в период с 1966 по 1982 год было построено 127 поездов шести различных модификаций: A, B, C, D, E и Ex. Серия А и В имеют округлую переднюю маску и лобовое стекло, состоящее из трех частей, стеклоочиститель, подвешенный сверху. На серии С и D, передняя поверхность стала пологой, лобовое стекло стало целым, а крепление "дворника" переместилось вниз. Последнии серии Е и Ex идентичны по внешнему виду с С и D с единственным отличием - вытянутым логотипом RATP. С технической точки зрения поезда с каждым годом совершенствовались и практически являлись "пионерами" во всем французском локомотиво- и вагоностроении.


Для обслуживания пассажиров поезда серии MS 61 , как правило , работали в системе из двух или трех составов (6 или 9 вагонов), в зависимости от графика. Хотя чисто технически использование их в одиночном исполнении (3 вагона) возможно. Поезда этой серии могут работать только в сетях 1,5 кВ постоянного тока, поэтому они работали в центральной части линии и не могли работать в направлении Сержи-ле-Хат и Пуасси, поскольку те используют 25 кВ / 50 Гц переменного тока. На данный момент этот участок обслуживает национальный железнодорожный оператор SNCF.


Протяженность линии А сети RER составляет 107 км, включая 25 км пути в тоннеле. Линия работает практически в режиме метрополитена с высокой пропускной способностью — с минимальным межпоездным интервалом, равным 2 мин. В пригородах такой жесткий график не особенно важен, но в тоннелях центральной части города точное соблюдение графика особенно важно. Здесь применяется отдельная система локомотивной сигнализации и автоведения, известная как Sacem. Система была введена в эксплуатацию в 1989 г. и впервые применима именно на поездах серии MS 61. Данную систему можно считать прообразом многих современных систем управления движением поездов, действующих на основе радиосвязи.


Современная линия А значительно отличается от первого участка, открытого в 1969 г. между станциями Насьон и Буасси Сен-Леже. В 1970 г. был построен короткий участок Дефанс — Этуаль, затем последовали продолжения в восточном и западном направлениях. В 1977 г. изолированные восточный и западный участки соединили тоннелем, проходящим под районом бывшего центрального рынка и станционно-вокзальным комплексом Париж Лионский. После этого на поездку между станциями Париж Лионский и Обер по линии А RER требовалось 6 мин, в то время как по линии метрополитена — 23 мин.


С начала движения поезда серии MS 61 прошли две серьезные модернизации: восстановительный ремонт в период 1985-1992 годов, и частичное восстановление в период 2005-2008 годов. В 2010 году один из поездов первой серии был выбран для восстановления и дальнейшего пополнения музея железнодорожной техники. Состав сейчас хранится в Вильнев-Сен-Жорж, поезд имеет оригинальную маску в передней части и ливрею "Иль-де-Франс".


На данный момент единственными одноэтажными эксплуатируемыми поездами на линии А, являются поезда второго поколения серии MI84. На сегодняшний день некоторые экземпляры уже отработали более 25 лет и, очевидно, также потребуют замены в ближайшем будущем. Поезда сформированы из четырехвагонных двухсистемных секций, работающих с питанием от контактной сети 1,5 кВ постоянного и 25 кВ, 50 Гц переменного тока. Номинальная мощность тяговых двигателей секции равна 3000 кВт. Длина каждой секции составляет 104 м, пассажировместимость — 880 чел. В часы пик по три секции эксплуатируются в сцепе с управлением по системе многих единиц, что увеличивает вместимость 12-вагонного поезда до 2640 чел. Опять же, в каждом вагоне использовано по четыре пары двустворчатых дверей.


По прогнозам через 10 лет на линиях RER увеличение трафика составит порядка 20%. Поэтому было решено приобрести 140 двухэтажных поездов серии MI09, которые дополнят двухэтажные составы, действующие на линии А с 1997 года. Первый поезд серии MI09 вступил в строй 5 декабря 2011 г. Такие поезда формируются из двух пятивагонных секций, вмещающих 1162 пассажира при длине 112 м. В каждом вагоне три пары дверей, но ширина проема допускает одновременный проход троих пассажиров. Номинальная мощность секции равна 3900 кВт. Планируется что к 2017 году все поезда RER линии A будут двухэтажными.


Утилизация старых вагонов уже была определена на конкурсе в 2014 году. Компания Veolia Environment на специализированной площадке в Торвилье разберет и утилизирует секции MS 61, в конструкции которых содержатся опасные материалы, например такие как асбест.