воскресенье, 24 апреля 2016 г.

Харьков: Музей метро


На первом этаже здания недалеко от Центрального рынка, где расположилась администрация КП "Харьковский метрополитен", не так давно заработал музей метро. Сотрудники скромно называют его "комнатой истории", но экспозиция уже вышла за пределы одной комнаты и занимает несколько помещений.

В музее хранят уникальные документы и фотографии, повествующие о строительстве первых станций нашего метро, модели составов, которые ежедневно возят пассажиров и макет электродепо. Здесь расскажут о том, как при строительстве станции "Южный вокзал" обнаружили скелет мамонта, а в доказательство покажут зуб гиганта, и дадут подержать отбойный молоток, которым 40 лет назад строители пробили первые метры тоннелей.

Чтобы в большом потоке пассажиров выделить работников станции и машинистов, еще до запуска первых станций разработали униформу для тех, кто будет трудиться под землей. Не тронутая ни временем, ни молью форма машиниста поезда образца 1975 года — одно из украшений музея. К слову, за 40 лет облачение сотрудников харьковского метрополитена практически не изменилось, разве что погоны раньше красовались на рукавах формы, а сейчас — на плечах.


Также из экипировки работников подземки в музее решили сохранить фонарь, который в прошлом помогал путейцам по ночам искать дефекты в тоннелях. Чаще всего фонарь крепили на плече, а толстый провод соединял его с аккумулятором. Такие фонари обеспечивали путейцам качественный свет, позволяющий рассмотреть любую деталь в условиях приглушенного тоннельного освещения. Важно было и то, что одного заряда аккумулятора с лихвой хватало работнику метрополитена на всю ночную смену.


Один из самых заметных экспонатов музея — напольные часы, которые в честь пуска метро подарили первому начальнику — Николаю Бессонову. Так, с 22 августа 1975-го они неподвижно стояли в кабинете меняющихся шефов подземки до прошлого года, пока нынешний гендиректор Вячеслав Стаматин не решил отправить раритет в музей. Часы до сих пор исправно идут и отбивают время.


В музее можно проследить, как менялись средства оплаты за проезд в метро. Жители советского Харькова расплачивались сначала пятаками, а затем 15-копеечными монетами. Но в 1992-м в нашей подземке появились революционные полимерные жетоны, каких к тому времени не было ни в одном метрополитене мира. Сначала они были красного цвета, затем оранжевого, зеленого и синего. Позже к ним присоединились бесконтактные карты с различными рисунками и надписями, которые уже успели обзавестись богатой историей. А несколько лет назад жетоны из метро вытеснили одноразовые бумажные талоны, которые действуют лишь сутки.


Центр экспозиции — макет электродепо "Московское", который можно рассматривать бесконечно. Авторы потрудились на славу, изобразив его в мельчайших деталях: здесь есть здания, рельсы и даже движущийся по ним поезд. С одной стороны депо — так называемый "портал" — два тоннеля, которые ведут из подземки наружу и наоборот. С другой стороны — многочисленные ангары, в которых поезда ежедневно убирают, проводят их техосмотр и ремонтируют. Здесь же меняют устаревшую рекламу в салонах поездов. На макете можно даже рассмотреть админкорпус депо и комнаты отдыха машинистов, где последние отсыпаются между сменами.


В музее нашлось место отбойному молотку, которым метростроители прошли первые метры тоннелей Холодногорско-Заводской линии. Инструмент работал благодаря сжатому воздуху, который подавали на стройплощадку с компрессорной станции. Метростроевцы со стажем вспоминают: молоток был незаменим, ведь тогда в их арсенале других приборов не было.


Передатчик ПРМ-7 раньше позволял дежурным по станции объявлять важную информацию или попросить пассажиров отойти от края платформы во время прибытия составов. Передатчики работали в связке с радиомикрофонами и звукоусилителями. Сейчас такие раритеты можно увидеть лишь в музее или на барахолке, а сотрудники станций пользуются более прогрессивной техникой.