суббота, 2 апреля 2016 г.

Москва: Что нужно знать про МКЖД


Осенью откроется движение по МКЖД – второму пересадочному контуру метро. Изучим, как будет устроен московский аналог берлинской S-Bahn — наземного кольцевого маршрута, благодаря которому разгрузится метрополитен, а поездки станут короче на 20 минут.

Сверхкраткая история МКЖД: Все так и было задумано еще до революции. 

Аббревиатура МКЖД расшифровывается как Московская кольцевая железная дорога. Запуск пассажирских поездов по ней не такая уж новая идея: для этих целей она была построена и начала использоваться еще в июле 1908 года. В начале XX века это была окружная железная дорога: учитывая тогдашние размеры Москвы, она как раз пролегала по окраинным районам города.

Со временем перевозка пассажиров по ней перестала быть рентабельной, и в 1930-е годы МКЖД перепрофилировали под грузовой транспорт. В 1960-е годы советские власти планировали возобновить пассажирские поездки. Вспомните выход в никуда в центре станции метро «Ленинский проспект» — это спроектированный при строительстве переход на станцию МКЖД, неудачная попытка перезапустить кольцо.


1905 год, временный деревянный мост Московской окружной железной дороги (МОЖД) через Москву-реку у Нескучного сада.

1907–1908 год, строительство МОЖД. Испытание прочности моста в районе современного Нагорного проезда.

Построенный в 1907–1917 годах Краснолужский (бывший Императора Николая II) мост на 38-м километре МОЖД. При строительстве ТТК был передвинут вверх по реке и сильно реконструирован, получив имя Богдана Хмельницкого.

Тепловозы ТЭ3 на МКЖД, 1982 год. Впереди — Гагаринская площадь и строящийся сейчас одноименный ТПУ МКЖД.

Этот переход в центре зала станции метро «Ленинский проспект», построенной в 1962 году, среди местных детей считался замаскированным входом в секретную подземную лабораторию. На самом деле это историческая деталь — спроектированный при постройке станции переход на МКЖД, который все эти годы не использовался.

Схема МОЖД на карте Москвы начала XX века.

Заняться проектом пытался и мэр Лужков, но тогда история заглохла из-за нехватки средств. Вернулись к этим планам несколько лет назад, начав с модернизации железнодорожных путей, строительства платформ и ТПУ (транспортно-пересадочных узлов). Наконец-таки этой осенью планируется открыть движение по кольцу. По любимой традиции столичных властей премьера назначена ко Дню города.

Как будет работать МКЖД? Примеры из жизни.

Второй кольцевой контур позволит, по словам его проектировщиков, уменьшить на 20 минут время среднестатистической поездки. Допустим, вы живете около метро «Ленинский проспект», а на работу в Сити добираетесь общественным транспортом. Для этого вы доезжаете до станции «Октябрьская-кольцевая», затем — до «Киевской» по кольцу, пересаживаетесь на радиальную ветку и едете две остановки до «Международной». Итого — ад: две пересадки в метро, около 35 минут в пути. С запущенным МКЖД вы сядете на поезд на станции «Площадь Гагарина» и проедете три станции до «Сити». Время в пути — около 10 минут.


У станций МКЖД есть порядковые номера: «Сити» — первая, затем против часовой и до 31-й станции «Шелепиха».

Еще пример: вы живете в районе шоссе Энтузиастов и любите гулять по Ботаническому саду. Придется добираться до станции «Шоссе Энтузиастов», ехать три станции до «Третьяковской», пересаживаться и еще восемь перегонов трястись до «Ботанического сада». Около 40 минут, которые превратятся в 20 минут без пересадок от ТПУ «Шоссе Энтузиастов» до ТПУ «Ботанический сад».

Но при этом жителей районов Жулебино, Выхино и Кузьминки, которые вынуждены пользоваться самой загруженной фиолетовой веткой метрополитена, вряд ли сильно обрадует ближайшей к ним станцией «Волгоградская». Для того чтобы пересесть на кольцевой контур наземного метро, им придется около получаса идти от станции метрополитена «Волгоградский проспект» по промзонам. Здесь запросы жителей явно не совпали с контуром МКЖД, построенным, напомним, еще до революции, но к проблемных узлам обещают подвести маршруты наземного транспорта.

Станции МКЖД свяжут важнейшие садово-парковые ансамбли: Михалково, Ботанический сад, территории ВДНХ, Лосиного Острова, Воробьевых гор. Если у вас возникнет желание устроить с друзьями парк-хопинг за пределами Садового, то при помощи нового кольца вы сможете быстро собрать их все!

Как это выглядит: Переходы, тарифы и «сухие ноги».

Это будет выглядеть как поездка на электричке в черте города. Второй кольцевой контур в основном наземный и состоит из 31 станции. Каждую из них планируют связать с остановками наземного транспорта, 17 — со станциями метрополитена. На десяти из них можно будет пересесть на станцию пригородных электропоездов. При пересадке с 11 станций переход в метро будет по закрытым галереям: инженеры-метростроители называют это принципом «сухие ноги».

Интервал движения поездов составит шесть минут в час пик и 10–15 минут в остальное время. График работы МКЖД полностью аналогичен метрополитену: с шести утра до часу ночи. Время в пути между станциями разное: от полутора до пяти минут.

Сотрудники МКЖД признают, что большинство граждан не до конца понимают, что скоро в городе появится второй пересадочный контур метро. Очевидно, многих смущает это «ЖД» в названии — типа очередное что-то старомодное, медленное и недешевое от корпорации РЖД. Но нет, МКЖД — это действительно метро. И важным признаком его родства с метрополитеном являются тарифы на поездки. Они ровно такие же, как и в привычном метро. Те же карточки на поездки, переход с МКЖД в метро и в обратном направлении — по уже купленному ранее билету (пересадка будет бесплатной в течение 1,5 часов). Абсолютно все льготы — по «Тройке», студенческие, социальной карте москвича — сохраняются.

Станция «Лужники».

Навигация и информационное табло станции «Шелепиха».

Кассово-турникетная зона станции «Лужники».

Стеклянная крыша перрона станции «Лужники».

«Лужники»: входная группа.

Как ориентироваться: «Коптево» — в Коптево, а «Лужники» — в Лужниках.

Станции МКЖД сейчас активно строятся — на большинстве основные работы практически завершены. 22 станции будут располагаться в капитальных зданиях; остальные реализованы в виде турникетно-кассовых павильонов с минимальным набором удобств: туалеты, кассы, вендинговые аппараты. На каждой станции будет осуществляться видеонаблюдение и работать пункт охраны.

Для удобства навигации названия станций будут либо дублировать названия близлежащих станций метрополитена («Владыкино», «Автозаводская»), либо очень явно намекать, в каком районе Москвы она находится («Коптево», «Лужники»).

Проект станции "Волгоградская".

Территорию вокруг станции МКЖД "Ботанический сад" будут облагораживать при помощи японского архитектурного бюро Nikken Sekkei.

К станции метрополитена «Черкизовская» будет надстроен второй этаж, по которому пассажиры, минуя улицу, будут пересаживаться на станцию МКЖД «Черкизово». «Сухие ноги»!

Насколько это удобно: Поезда и рельсы, розетки и вайфай.


По всему кольцу были уложены новые рельсы с бесшовными стыками. В качестве подвижного состава выбраны поезда «Ласточки» — они использовались во время сочинской Олимпиады и ездят в Подмосковье на Ленинградском и ряде других направлений. Вагоны крупнее тех, что катаются по подземке, — они шире, там меньше сидячих мест, предусмотрены туалеты, климат-контроль, экраны, пространство для перевозки детских колясок и велосипедов. Состав будет оснащен розетками для подзарядки гаджетов, вайфай тоже обещают. Пока не решено, будет ли раздавать интернет на МКЖД тот же оператор, который докладывает, что сегодня открыл, сказал и предпринял мэр Москвы.

Поезд «Ласточка» — на них и будем ездить по МКЖД.

Сиденья будут располагаться именно в таком порядке: по два с каждой стороны. Лишние сиденья (обычно в «Ласточке» по три сиденья с каждой стороны) уберут для увеличения пространства для стоячих пассажиров (средняя поездка по МКЖД будет не более 15 минут) и велосипедов с колясками.

Оплата поездок по МКЖД ровно такими же платежными инструментами, как и в обычном метрополитене.

К чему все это приведет: Будущее и выявленное прошлое МКЖД.


Предполагается, что МКЖД не только будет перевозить пассажиров, но и вдохнет новую жизнь в промзоны, прилегающие к контуру дороги, станций посреди промышленных пустошей будет больше десятка. Удачный пример такого рода — реновация территории бывшего завода ЗИЛ, где как раз строят новую станцию. В общем, если есть желание инвестировать в жилье в Москве, можно присмотреться к этим пока малопривлекательным территориям.


Проект застройки территории, примыкающей к МКЖД. В данном случае это жилой комплекс «ЗИЛ-Арт», жители которого смогут пользоваться станцией МКЖД «ЗИЛ».

Здание вокзала станции МОЖД Канатчиково, которая обслуживала пассажиров с 1908 года и до закрытия движения по ж/д кольцу. Теперь это памятник архитектуры, который можно будет рассмотреть при подъезде к ТПУ «Площадь Гагарина». На платформе Канатчиково побывали Софи Лорен и Марчелло Мастроянни: здесь в 1970 году снимали советско-итальянскую драму «Подсолнухи».

Лихоборы — первая станция МОЖД. Начало строительства — 1902 год. Строили ее по проекту архитектора Померанцева, который является автором практически всех гражданских построек Московской окружной железной дороги. Сейчас это здание принадлежит РЖД.

Жилой дом сотрудников железнодорожной станции Лихоборы, построен в 1907 году. В народе известен как «Дом с совой» — вон она, если приглядеться, на фасаде здания.

Станция Андроновка была так названа в начале века по имени деревни Андроново, располагавшейся в паре километров от нее. Раньше, чтобы рассмотреть сохранившиеся строения этой станции, любителям архитектуры приходилось проделывать сложный маршрут и долго идти по промзонам пешком. Теперь же достаточно будет доехать до станции МКЖД «Андроновка», которая строится совсем рядом.

Также власти внезапно вспомнили и об историческом наследии. На прилегающих к МКЖД пространствах находится 86 выявленных памятников архитектуры — в основном это здания пассажирских вокзалов и жилых домов для сотрудников станций, построенных в начале XX века. Мосгорнаследие занимается сейчас реставрацией этих объектов, а в 2017 году планируется запустить специальные экскурсионные маршруты по малому кольцу.