понедельник, 15 августа 2016 г.

История Транссиба: от первых "пароходов" до поездки Москва-Владивосток за 2,5 млн рублей


Многие туристы-иностранцы, приезжающие во Владивосток, в первую очередь говорят о городе, как о конечной точке Транссибирской магистрали. Железная дорога протяженностью в 9 тысяч км идет через всю Россию – за неделю за окном поезда меняются часовые пояса, типы климата и даже части света. Пассажиры видят и старинные вокзалы крупных городов, и новенькие – небольших станций. Во время остановок они покупают у бабушек пирожки и вареники, дальневосточную икру, байкальского омуля, сибирские сувениры. Транссибирская магистраль — самая длинная железная дорога в мире.


Как удалось построить самую длинную железную дорогу в мире.

Проект Транссиба зародился еще в 1837 году. Некий Николай Иванович Богданов (о нем сейчас практически ничего не известно) предлагал протянуть железную дорогу до Кяхты, главного перевалочного пункта российско-китайской торговли.

Но первые рельсы были проложены только в 1891 году, то есть 125 лет назад, когда Александр III решил связать Европу и Азию.



Строить дорогу давно было пора, об этом просили и сами жители страны. Вот, что писали на имя Александра III сибирские купцы в 1868 году:


"Одни мы, Государь, сибирские Твои дети, далеки oт Тебя, если не сердцем, то пространством. Большие мы от того терпим нужды. Богатства пашен почвы лежат без пользы для престола Твоего и нас. Даруй нам железную дорогу, приблизь нас к Себе, отчужденных oт Тебя. Повели, чтоб Сибирь внедрилась воедино во едином государстве".

Хотя были и такие купцы, которые не хотели "чугунку". Например, томские. Они держали монополию на гужевой извоз, поэтому просто откупились от прокладки дороги к Томску. И она пошла южнее на Нижнениколаевск (Новосибирск). Впоследствии Томск остался небольшим городом, о гужевом извозе здесь напоминает только кобыла на гербе города, а вот Новосибирск пошел в гору. Откупились от прокладки дороги и сретенские купцы в Забайкалье, поскольку они держали монополию на реках Шилке, Аргуни и Верхнем Амуре. И дорога пошла на Читу, а Сретенск без нее захирел.

Итак, воздвижение дороги началось. Александр III не придумал ничего лучше, как отправить на стройку ссыльных арестантов, солдат и местных крестьян. Западные промышленники оказались не у дел – император понимал, что их участие привело бы к усилению влияния иностранных капиталов на Дальнем Востоке.


Официально строительство дороги во Владивосток началось 31 мая 1891 года. Наследник престола Николай Александрович в урочище Куперова падь под Владивостоком собственноручно наполнил землей тачку и высыпал ее на полотно. Строители начали двигаться навстречу друг другу от Владивостока и Миасса (Челябинская область), до которого путь был проложен ранее.

Через 12 лет после команды властей были готовы 7,5 тысяч км дороги. Работяги трудились голыми руками, о сложной технике тогда никто и не мечтал. Великий Сибирский путь в то время был мировым рекордсменом по объему работ и темпам строительства, здесь трудились 90 тысяч человек.



Когда дорогу уже практически построили, и оставалось соединить Хабаровск и Сретенск (это 2 тысячи км), стройку решили перенести в Маньчжурию — оказалось, что в Амурской области слишком сложные климатические и геологические условия.Договоренность о строительстве КВЖД была достигнута во время приезда китайского премьера Ли Хун Чжана в Москву на коронацию Николая II в мае 1896 года. Большая Советская энциклопедия 1935 года утверждала без ссылки на источник, что Ли Хун Чжан якобы получил от царского правительства миллионную взятку.

Так в 1903 году появилась Китайско-Восточная железная дорога, а Европа получила выход к Тихому океану.

Но спустя 12 лет России пришлось попрощаться с КВЖД. Уже к 1905 году стало ясно, что создание этой ветки было не лучшей идеей – вокруг полотна постоянно поднимались конфликты. Русско-японская война показала, что железная дорога должна проходить только по территории своей страны. Поэтому сначала перестали использовать этот участок дороги, затем подарили КНР.

К тому же пропускная способность дороги не выдерживала существующие нагрузки. Рельсы оказались слишком легкими, шпал не хватало, на мостах полотно лежало неправильно.

Кроме того, нужно было достроить Кругобайкальскую дорогу, так как с западного на восточный берег озера поезда приходилось перевозить на пароме, а зимой рельсы прокладывались по льду.



Итак, снова началось строительство. В 1915 году, спустя 8 лет работы лопатами и голыми руками, появилась Амурская железная дорога. КВЖД, стоившая стольких усилий и жизней, оказалась России ненужной.

Сквозное движение от Челябинска до Владивостока открыли только в 1916 году, а сама магистраль была поделена на Сибирскую, Забайкальскую, Амурскую и Уссурийскую железные дороги.



Но спустя несколько месяцев Россию захватила Гражданская война. Это был настоящий варварский ураган для Транссиба. Уничтожались вагоны, выворачивались рельсы, сжигались мосты. Амур и Иртыш лишились своих грандиозных переправ, были разрушены станции.

Восстановление полотна происходило в авральном режиме, и уже в марте 1925 года оно было закончено. Вновь через всю страну потянулись железнодорожные составы, связывая жителей огромной страны.

С тех пор прошло уже более 90 лет, а рельсы все лежат, на станциях исправно встречают и провожают поезда.


Транссиб в наше время.

Поездка по знаменитой магистрали – всегда что-то новое, как и в любом поезде. Какой бы степени комфортности вагон или отрезок пути вы ни выбрали, путешествие на железной дороге невозможно повторить: другие соседи по купе, новые истории. И в этом его романтика.

Занятно, что кардинально отличающиеся варианты всё же есть. Вы можете взять билет на обычный поезд "Владивосток – Москва" № 099Э/100Э, фирменный № 001М "Россия" или на туристический "Золотой Орел".







В первом случае плацкарт обойдется вам в 10 279 рублей, купе – в 20 253 рубля (плюс постельное белье и страховка, еще около 180 рублей). Время в пути – 162 часа 18 минут, т.е. почти 7 дней. Это обычный пассажирский поезд – едем долго, делаем больше остановок.

Во втором – место в купе стоит 33 834 рубля, в СВ – 64 276 рублей, в плацкартном вагоне – 15 352 рубля. Время в пути – 145 часов 59 минут, т.е. чуть больше 6 дней. Это скорый фирменный поезд.

Отличительная его черта поезда – "особенный" вагон. При отправлении из Владивостока 10, 14, 24 или 28 числа каждого месяца к составу прикрепляется штабной вагон с душем и стиральной машиной (из Москвы – при отправлении 3, 7, 17, 21 числа). В остальные дни вместо бытового вагона цепляют вагон с купе для пассажиров на колясках.

Третий вариант – самый необычный для россиянина. Немногие знают, но туроператоры давно разработали маршрут для путешественников. Роскошный поезд "Золотой Орел" с 2007 года отправляется из Москвы во Владивосток несколько раз в году. Во время поездки шеф-повар готовит блюда национальной кухни, проводятся экскурсии. Этот поезд по рейтингу Международного общества любителей железнодорожных путешествий (The Society of International Railway Travelers) входит в список 25 лучших поездов мира. Время в пути – 14 суток. Стоимость одного билета от $17 000 до $35 000, зависит от класса вагона.


20 самых интересных фактов о Транссибе.

Узнать много нового о Транссибе можно не только под стук колес где-то на бескрайних просторах России, но и заглянув в интернет.
  • Первые паровозы в России называли пароходами.
  • За 40 предреволюционных лет в стране была построены 81 тысяча километров железных дорог, а с 1920-го по 1960 год — 44 тысячи километров. Более половины магистральных путей, ныне находящихся в распоряжении РАО "РЖД" — царское наследие.
  • Инициаторы создания Транссиба вдохновлялись примером самой длинной на тот момент железной дороги Union Pacific от Омахи до Сан-Франциско, сданной в эксплуатацию в 1870 году и также вдохнувшей жизнь в мало освоенные земли. Но протяженность Union Pacific составляла 2974 км, а Транссиба — 7528 км (вместе с участком от Москвы до Миасса — 9298,2 км). Вместе с ответвлениями были проложены 12390 км путей. На Ярославском вокзале Москвы и на Владивостокском вокзале установлены специальные километровые столбы: в Москве с указателем "0 км" на одной грани и "9298 км" (тарифное расстояние) на другой, а во Владивостоке на знаке написано "9288" – это фактическая протяженность Транссиба.
  • На Амурском участке был проложен первый в мире тоннель в вечной мерзлоте.
  • Часть грузов доставлялась Северным морским путем. Гидролог Николай Морозов провел 22 парохода из Мурманска в устье Енисея.
  • В Иркутске был открыт памятник Александру III в форме железнодорожного кондуктора, а на станции Слюдянка — единственный в мире вокзал, целиком построенный из мрамора.
  • Владимир Ленин утверждал, что "дорога была великой не только по своей длине, но и по безмерному грабежу казенных денег, по безмерной эксплуатации строивших ее рабочих".
  • Электрификация Транссиба была полностью завершена в 2002 году.
  • Пропускная способность дороги, по оценкам специалистов, может достигать 100 млн тонн грузов в год.
  • Самая западная станция Транссиба — Москва, самая восточная — Хабаровск, самая северная — Киров, самая южная — Владивосток.
  • Несмотря на то, что официально конечной станцией Транссиба является Владивосток, на ветке на Находку есть более удалённые от Москвы станции — Восточный порт и мыс Астафьева. Таким образом, Транссиб на самом деле доходит прямо до Тихого океана. А на северной ветке можно считать конечной станцией Транссиба село Чугуевка.
  • На Транссибе расположены 87 городов. По пути из Москвы во Владивосток скорый поезд "Россия" делает 64 остановки.
  • Железная дорога пересекает 16 крупных рек, среди которых такие гиганты, как Волга, Кама, Енисей, Амур и Иртыш. Магистраль проходит по территориям 12 областей, 5 краев, 2 республик и 1 округа.
  • При строительстве Кругобайкальской железной дороги на каждый километр пути тратили 2 вагона взрывчатки — прорывались через скалы. Впоследствии дорогу прозвали "Золотой пряжкой стального пояса России".

  • До мая 2010 года самым дальним поездом в мире был поезд № 53/54 Харьков-Владивосток (время в пути составляло чуть менее 7,5 дней). Теперь он ходит только до Уфы, однако беспересадочные вагоны сохранили. Кстати о вагонах. Самым дальним в мире является беспересадочный вагон Киев-Владивосток (время в пути также 7,5 дней).
  • Самый большой вокзал на Транссибе — Новосибирск-Главный. Он был построен в 1940 году.
  • Полюс холода Великого сибирского пути находится на участке Могоча-Сковородино (Забайкальский край и Амурская область соответственно). Хоть это и не самые северные точки на карте Транссиба, зимой здесь временами доходит до минус 60 градусов. Кроме того, на этом участке расположена сплошная зона вечной мерзлоты.
  • Самый длинный мост на Транссибе перекинут через Амур. Его построили в 1913-1916 годах. Корабль, везший стальные пролеты из Одессы, потопила в Индийском океане германская субмарина, и работы затянулись на 11 месяцев. "Амурский красавец", как называли его местные жители, стал самым длинным мостом России и вторым по длине в мире. Пальму первенства тогда взял мост через Миссисипи. Проект "Амурского красавца" в 1908 году получил золотую медаль на Парижской выставке. Такая же есть у Эйфелевой башни. В 1992 году старый мост через Амур был демонтирован, рядом возвели совмещенный автомобильно-железнодорожный мост. Длина увеличилась с 2568 до 2616 метров.
  • Общая длина только самых больших мостов Транссиба (мост через Амур, Зейский мост, Камский мост, Енисейский мост, Обский мост, Иртышский мост) составляет 7 километров 177 метров.
  • Фирменный поезд Москва-Владивосток с именем "Россия" появился 30 сентября 1966 года. В этот день и под этим именем он отправился в первый рейс. Окраска вагонов первоначально была вишнёвой, надпись выполнена большими металлическими буквами. Позже цвета вагонов менялись неоднократно. Начиная с 2000 года вагоны поезда "Россия" окрашиваются в цвет российского флага с обязательным трафаретом Государственного Герба Российской Федерации.




Транссиб способен не только называться самой длинной железной дорогой в мире, но и инструментом модернизации широкой полосы Дальнего Востока России, через которые он проходит. Согласно Стратегии развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года Транссиб становится ключевым звеном системы российских железных дорог в обеспечении транспортных связей между Европой и Азией. В последние годы на этой магистрали значительно повышены качество транспортного обслуживания и степень сохранности перевозимых грузов. Упрощены процедуры таможенного оформления грузов, введен упрощенный порядок декларирования перевозимых грузов в контейнерах. Новые информационные технологии позволяют осуществлять полный контроль за продвижением вагонов и контейнеров в реальном времени.