четверг, 15 сентября 2016 г.

Москва: Один день с водителем нового синего автобуса


Москвичи постепенно привыкают к новым синим автобусам – частным компаниям, работающим по государственному контракту с городом.


Проедемся на таком автобусе несколько рейсов, пообщаемся с водителем и пассажирами, а также побываем в парке компании.

Утро. Будний день. На остановке у метро «Речной вокзал» вместе с другими пассажирами ждём автобус маршрута № 270. Начинается посадка. Пассажиры неторопливо забираются в салон. Водитель Надежда вежливо их подгоняет. И поясняет «У нас же график, отправиться с остановки мы должны в определенное время, иначе другие пассажиры вовремя не уедут».


Погрузка закончилась. Автобус отправляется. Две пожилые женщины продолжают начатый на остановке разговор: «Удобно стало. Не нужно унижаться, просить, чтоб бесплатно провезли, приложил социальную карту и едешь с комфортом».

С галерки доносится клич: «Командир, останови у этого магазина!» Надежда молча доезжает до ближайшей остановки, ведь по госконтракту автобусы не останавливаются по требованию.

«Часто люди еще просят остановиться не на остановке?» – спрашиваем Надежду, пока идет посадка.

«Сначала постоянно просили и еще спрашивали, сколько стоит проезд. Теперь уже почти все привыкли, что можно ездить по городским проездным, и что останавливаемся только на остановках. Это и правильно, мы же отвечаем за пассажира. На остановке я его высажу – точно знаю, что он безопасно высадится, а если где-то на обочине…Да и другим участникам движение удобнее. Когда ты едешь на машине, а тут маршрутка начинает перестраиваться через 2 ряда. Вот и возникали ДТП», - отвечает водитель.

У Надежды большой водительский стаж – 23 года. И уже около 15 лет она возит пассажиров. Работа сложная и физически и морально. Об этом расспросим Надежду на конечной остановке, во время 15-минутного перерыва.

- Как вы считаете, у вас тяжелая работа? Насколько она женская?

- Честно говоря, совсем неженская. Она тяжелая и физически, и морально. Пассажиры бывают в разном настроении. Весь свой негатив, накопленный на работе, или еще где, частенько срывают на водителе. Правда вот когда пассажиры удивляются: как же вы, женщина, за рулем автобуса, я всегда говорю, а как во время войны женщины машины и водили, и чинили и ничего. А как водители троллейбусов? Я вот 14 лет отработала на троллейбусах и могу сказать, что это намного сложнее, чем управлять микроавтобусом.



- А как к вам отнеслись ваши сотрудники? Сложно работать в мужском коллективе?

- Нет, коллеги мне обрадовались. Когда меня брали на работу, в нашей компании уже работала одна женщина на маршрутах в Медведково. Я-то всю свою трудовую деятельность в мужском коллективе работаю. А вот им, наверное, первое время было непривычно. Но они ко мне очень хорошо относятся, помогают, подсказывают.

- А сколько у вас длится рабочая смена?

- По-разному, бывает укороченная – 6 часов, бывает полная – 12 часов. Конечно, есть у нас и обед, и перерывы на отдых.

- А у вас всегда один и тот же маршрут?

- Да, обычно за водителем маршрут закрепляют. В этом случае он знает все досконально: где кочка, где яма, где нужно подъехать к остановке поближе, а где высокий бордюр, нужно подальше.

15 минут перерыва истекли. Отправляемся в еще один рейс. На станции метро «Речной вокзал» высаживаем последних пассажиров. Смена Надежды закончилась. Мы отправляемся в парк, заезжая по дороге на заправку.



«Сдавая смену мы всегда заправляем полный бак. Чек за топливо сдаем потом в бухгалтерию», - поясняет Надежда.

Прибыв в парк, проезжаем мимо ремонтного цеха.

«Если у нас есть какие-то незначительные поломки, то после рейса приезжаем сюда. Если поломка серьезная, вызываем бригаду на место», - рассказывает водитель.



Надежда загоняет автобус на мойку. Мы покидаем салон, чтобы дать место бойкой бригаде, которая в темпе вальса моет салон автобуса. Другая бригада поливает его из шланга снаружи. Минут 15 и все готово. Водитель снова садится за руль и отгоняет автобус на стоянку.



Затем снимает валидатор. Его необходимо отнести в диспетчерскую, где специалисты считывают с валидатора информацию. Это необходимо для учета числа пассажиров, воспользовавшихся автобусом. Так, исходя из пассажиропотока, определяют, сколько машин нужно выводить на определенный маршрут и сколько проездных билетов выделять водителю на рейс.



После рейса Надежда должна пройти медицинский осмотр. Доктор проверяет водителя на алкотестере и мерит давление.



Надежда сдает топливный чек диспетчеру, расписывается о сдаче смены. «Ну, вот и все, пора домой».