воскресенье, 2 октября 2016 г.

Гомель: В аэропорту провожали на пенсию Ту-154


Сначала в небе появилась точка, затем — свист двигателей, такой только у него, и вот — его шасси уже на бетонке. Споттеры затаили дыхание. А Ту-154 продолжал свое триумфальное шествие. Степенно проехал вдоль толпы с фотокамерами, изящно развернулся и эффектно вошел в водяную арку. «Ну какой из него пенсионер? — выдохнули поклонники. — Лучше лайнера в мире не сыскать!».

Проезд через «водяную арку» — красивая традиция гражданской авиации. Обычно через нее пропускают новичков. Но сегодня все почести ветерану — Ту-154.


«Белавиа» прекращает коммерческую эксплуатацию самолета Ту-154. Эта новость не стала неожиданностью. Пришло время, когда легенда должна превратиться в легенду. Советские лайнеры, как бы они ни грели сердце и воспоминания многих, пора заменить на более современные и экономичные «Боинги». Да уже и заменили. Из когда-то присутствующих в парке «Белавиа» 25-ти «тушек» оставалось лишь две, выполнявших рейсы внутри страны и в Россию. Но с 1 октября и они — за бортом.



Это известие поклонники советской авиатехники восприняли одновременно с грустью и достоинством. Самые преданные приняли участие в проекте «Полет ради полета». Одни оказались на борту легендарного лайнера, другие — за его пределами, на взлетной полосе.



Домохозяйка Ирина приехала в гомельский аэропорт из Тульской области. Не оттого, что стало дома скучно. Самолеты — ее страсть. Год назад страсть оформилась в легальное и увлекательное хобби — споттинг. С тех пор Ирина не отказывается ни от одного предложения поучаствовать в споттинг-сессии. Уже было восемь.


Вадим Сташкевич — споттер из Москвы. По профессии — тунеллепроходчик, строит метро, ежедневно спускается на десятки метров вниз под землю. Но это работа. А хобби — небо. Самый его любимый небесный обитатель — «Ту». О нем Вадим может говорить часами.



Поклонников «Туполева», особенно тех, кто постарше, понять несложно. Едва ли не у каждого советского человека за плечами — полет на самом знаменитом лайнере. Ностальгия, как известно, одно из самых сильных чувств. Сильнее, пожалуй, только любовь.



Но если с нашими все понятно, то что сегодня на борту четвертьвековой «тушки» делают иностранцы?

IT-менеджер компании при нидерландской KLM (Koninklijke Luchtvaart Maatschappij, «Королевская авиационная компания») Алекс впервые увидел «Ту» два года назад, с тех пор, признается, потерял покой. Все искал встречи. Связывался с «Белавиа». Из-за таких, как он, и организовали этот «Полет ради полета». Сегодня Алекс не только рассмотрел «Ту» поближе, но и смог пролететь на нем.


— Он великолепный! Линии, дизайн, двигатели — в нем прекрасно все! — характеризует лайнер иностранец.

Авиатехник Александр Позняк, обслуживающий «Ту» более 25 лет, более сдержан. Эмоции ему не положены по должностной инструкции — все-таки отвечает за безопасность

— Если бы не развалился Союз, эта машина бы дорабатывалась и совершенствовалась, поставили бы другие двигатели, модифицировали, она бы не умерла, — уверен Александр.

Его тезка, капитан борта Александр Гришин, говорит, что пришло время уступить дорогу «Боингам»:

— В последнее время в Москве некоторые пассажиры, узнавая, что полетят на «Ту», отказывались лететь. Хотя с 1991 года ни одной технической проблемы с ними не возникало.


Прилетевшая на прощальном рейсе «Ту» бортпроводник «Белавиа» Алеся всего на год старше самолета. В авиации девушка 3,5 года, ее налет — около 1200 часов. Несмотря на небольшой опыт, были в ее жизни уже и «Боинги», и CRJ, но «Ту» — ее любовь навсегда, о которой она, пожалуй, потом расскажет внукам.






С 1 октября Ту-154 не будет использоваться на регулярных направлениях и на большинстве чартерных. Авиакомпания планирует ставить эти самолеты на чартеры, которые возят «вахтовиков» на Север. Так будет продолжаться до конца декабря, а после Нового года «тушки» спишут.