воскресенье, 13 ноября 2016 г.

От деревянного поезда до магнитоплана: Как менялась железная дорога


Все знают, что задолго до современных электропоездов по рельсам ходили паровозы — огромные машины с трубой, выпускающей клубы дыма. Но прогресс не стоял на месте и люди придумывали новые (быстрые, удобные или недорогие) средства передвижения по железной дороге. Перед профессиональным праздником железнодорожников, который в Украине отмечают 4 ноября, мы хотим рассказать о малоизвестных, необычных и самых современных поездах.

Конные дороги


Задолго до изобретения железной дороги и паровоза, в XV–XVІ веке шахтеры Германии и Англии пользовались деревянными рельсовыми путями и вагонетками (перевозили уголь, железную руду и камни). На колесах были специальные выступы — реборды — похожие на гребни, которые не позволяли колесу «спрыгивать» с рельс. Такой «деревянный поезд» работал на лошадиной тяге. Тягловое животное (лошадей или ослов) запрягали в повозки, а погонщики шли рядом. Позже вагонетки приспособили для перевозки людей с грузами. Двигался такой состав очень медленно. Деревянные рельсовые дороги с вагонетками существовали до тех пор, пока в Англии в 1804 году изобрели рельсовую железную дорогу. Но даже этого, от конной тяги отказались не сразу.

Поезд-дирижабль


В 1929-1931 годах в Германии пытались создать «самый быстрый в мире поезд». Попытка оказалась «почти удачной». Немецкие изобретатели создали «легкий» 20-тонный самоходный вагон с пропеллером, как у самолета. Он был очень похож на немецкий дирижабль — Цеппелин. Его так и назвали «Рельсовый Цеппелин» («Шиненцеппелин»).

Железнодорожный «дирижабль» был выпущен лишь в единственном экземпляре для установки скоростных рекордов: в мае 1931 года он развил скорость — 225 километров в час и этот рекорд в течение 23 лет никто не мог превзойти. В 1939 году поезд-дирижабль разобрали ради алюминия, из которого Германия создавала боевые самолеты.


«Черный жук»



Еще одним железнодорожным экспериментом был поезд на реактивной тяге «Черный жук» («Black Beetle»). Его сконструировали в 1966 году по заказу Центральной железной дороги Нью-Йорка. Американский жук «летал» по рельсам, используя принципы, которые используют при построении реактивных самолетов и ракет: конструкторы использовали две бывших в употреблении реактивных турбины с бомбардировщика «B-36». На этом локомотиве во время испытаний был установлен еще один рекорд скорости, который не могли побить в течение 40 лет, — 295 километров в час. Даже несмотря на то, что чудо-поезд был собран из старых деталей, он оказался очень дорогим. А после того, как ученые пришли к выводу, что применение реактивной тяги быстро изнашивает состав поезда, с «Черного жука» сняли реактивные турбины и оставили его работать на обычном двигателе.

Магнитоплан



Магнитоплан (в Европе его называют «Маглев») — это поезд, который передвигается только по одному рельсу. При этом, магнитоплан не касается рельса и «зависает» над дорогой и движется впреед, используя силу
электромагнитного поля. Всю нижнюю часть поезда занимает магнитная подвеска. В таких условиях единственные законы, которым подчиняется магнитоплан, это законы аэродинамики, то есть законы полетов. Первый магнитоплан появился в 1984 году в английском городе городе Бирмингем. Длина специально построенной для его испытаний монорельсовой дороги составляла всего 600 метров. Скорость движения магнитоплана была слишком низкой и через 10 лет от проекта отказались.

Пытались запустить маглевы в Германии и Китае, но наиболее успешно пока магнитопланы применяются только в Японии. Введенная в эксплуатацию в 2003 году монорельсовая дорога показывает отличные результаты. Скорость движения магнитоплана по ней достигает 600 километров в час и путешествовать поездом в Японии зачастую быстрее и удобнее, чем самолетом.


Дорога с каменными рельсами

Одним из предшественников рельсового пути был древнегреческий диолк — каменная дорога-волок для перевозки кораблей через Коринфский перешеек, который соединяет полуостров Пелопоннес с материковой Грецией. В качестве направляющих служили глубокие желоба, в которые помещали полозья, смазанные жиром.