понедельник, 3 апреля 2017 г.

Bus Rapid Transit стандарт


BRT стандарт - это инструмент оценки для Bus Rapid Transit систем (систем скростного автобусного транспорта, иногда называют Метробусами) по всему миру, на основе лучших международных практик. Стандарт устанавливает общее определение BRT и определяет лучшие примеры систем BRT в мире.


Стандарт был разработан Институтом транспорта и развития The Institute for Transportation and Development (ITDP), штаб-квартира которого базируется в Нью-Йорке, в 2012 году. Все системы рассматриваются по ряду параметров, стандартов качества. Системам присваивается та или иная степень в общем рейтинге - стандарт, бронза, серебро и золото. Системы, не соответствующие минимальным требованиям, не считаются системами BRT и в рейтинг не входят. Последние изменения в рейтинг были введены в 2014 году.

Предпосылкой к разработке стандарта было отсутствие общего понятия, определения системы BRT, отличия его от простых автобусных систем. Редакция от 2014 года фактически не отличается от 2012 года, за исключением системы назначения баллов и штрафов.



Скоростной автобус, также Метрóбус (англ. Bus rapid transit, BRT) — способ организации автобусного (или троллейбусного) сообщения, отличающийся более высокими эксплуатационными характеристиками по сравнению с обычными автобусными маршрутами (скорость, надёжность, провозная способность). По некоторым параметрам (в частности, по скорости) системы скоростного автобусного транспорта сравнимы с системами легкорельсового транспорта (скоростного трамвая).

От обычных систем автобусного транспорта, скоростные системы отличаются одной или несколькими особенностями.

  • - Трассы проходят по выделенным полосам (полностью или большей частью). На перекрёстках автобусы имеют преимущества;
  • - Часто используются нестандартные автобусы, например сочленённые многосекционные;
  • - На некоторых системах остановки напоминают станции рельсового транспорта: они закрыты со всех сторон, имеют билетные и справочные кассы, оборудованы турникетами (что способствует более быстрой посадке пассажиров в автобус, поскольку проверка и покупка билетов осуществляется до посадки в автобус);
  • - На некоторых системах используются направляемые автобусы.
Институтом были определены пять основных характеристик систем BRT:
  • Расположение выделенной линии на проезжой части (например, расположена по центру, сбоку от основной дороги или же имеет свою собственную дорогу).
  • Приоритет движения (определяет насколько быстро и беспрепятственно автобусы могут двигаться по маршрутам).
  • Способ взимания платы за проезд (сбор платы перед посадкой, с организацией станций с автоматами оплаты, или же непосредственно на борту, что безусловно так же влияет на скорость всей системы в целом).
  • Способы организации пересечений потоков (автоматизации систем светофорного регулирования, увеличения фаз для полос BRT и прочее).
  • Организация посадочных платформ (их высота, способы устранения зазора между платформой и автобусом).
В дополнение к основным , стандарт выделяет несколько характеристик, которые определяют наивысшие стандарты:

  • Организация движения - количество маршрутов, частота движения автобусов в пиковое время, часы работы.
  • Инфраструктура и техническая сторона - организация полос движения на станциях, минимизация выбросов выхлопных газов и качество дорожного покрытия.
  • Конструкция станций - безопасность и комфорт на станциях, количество дверей на автобусе, расстояния между станциями.
  • Качество обслуживания и системы информирования пассажиров - брендинг, навигация.
  • Интеграция и доступность - интеграция с другими видами транспорта, перехватывающие парковки, охраняемая парковка велосипедов, доступность (в том числе и для маломобильных категорий населения.

На основе всех показателей, системам назначаются баллы, общая сумма которых определяет положение в рейтинг и степень.

Ниже фотографии основных "золотых" систем BRT.

Самыми продвинутыми оказались китайцы. Гуанчжоу, Китай.


Богота, Колумбия. Тут работает целых 7 (!) систем BRT. 6 из них "золотые" и одна - "серебряная".

Куритиба, Бразилия. Эта система, практически, является родоначальницей всех систем BRT в мире. Куритиба, вообще, является мировым феноменом в транспортной организации.

Рио-де-Жанейро, Бразилия

Лима, Перу

Гвадалахара, Мексика

Медельин, Колумбия

Брисбан, Австралия со своим "кенгуру-басом"

Йоханнесбург, ЮАР

Руан, Франция

Картинки по запросу livejournal логотип