воскресенье, 29 апреля 2018 г.

Boeing 2707 - проигравший сверхзвуковую гонку


Годы Холодной войны ознаменовались противостоянием между ведущими державами мира во всех аспектах технического прогресса. Полёты в космос, дальние бомбардировщики, сверхзвуковые самолёты - лишь малая толика отраслей, в которых велась непрерывная гонка. Каждое достижение, кроме непосредственно технологического прорыва, должно было давать и политический приоритет. И, как это часто бывает, у всех на слуху именно победители. В разработке сверхзвуковых пассажирских лайнеров победил СССР - Ту-144 поднялся в небо 31 декабря 1968 года. Британско-французский Concorde полетел 2 месяца спустя. Сегодня поговорим о проигравшем - забытом проекте сверхзвукового лайнера США.


5 июня 1963 года президент США Джон Кеннеди объявляет о начале программы по строительству National Supersonic Transport (национального сверхзвукового пассажирского самолёта). Заявки на участие в конкурсе подают три кита американского авиастроения - North American, Lockheed и Boeing. 31 декабря 1966 года после долгого анализа государственная комиссия определила победителя. Им стал проект Boeing 2707. Какими же характеристиками должен был обладать новый самолёт? Самыми передовыми! Крейсерская скорость - 2,7 Маха (2900 км/ч), дальность полёта - 6740 километров, вместимость - 277 пассажиров. Впечатляет, не правда ли? Более того - согласно первому варианту проекта у Boeing 2707 должно было быть крыло изменяемой стреловидности! Ранее такая конструкция применялась только на реактивных истребителях.






Впрочем, от идеи изменяемой стреловидности крыла отказались достаточно быстро - сверхзвуковые полёты сами по себе были не самой исследованной областью и объединить эти две вещи было достаточно сложно. В итоге канонический проект американского ответа Ту-144 и Конкорду стал очень похож на своих заокеанских конкурентов. Та же аэродинамическая схема "бесхвостка", те же 4 двигателя (планировалось использовать ТРД General Electric GE4/J5P), тот же опускаемый при посадке нос. Но было и очень существенное отличие - размер. Boeing 2707 изначально проектировался как широкофюзеляжный лайнер, что позволило бы ему взять на борт до 300 пассажиров (против 120 пассажиров у Ту-144 и 144 - у Конкорда).



Время шло, но проект двигался медленно. Конструкторы столкнулись с трудностями технологического характера, много внимания уделялось проблеме звукового удара (анализировались результаты полётов опытного сверхзвукового бомбардировщика North American XB-70 Valkyrie). К 1970 году стало очевидно - Boeing 2707 проиграл сверхзвуковую гонку. Ту-144 и Конкорд уже летали, а американский лайнер был лишь на стадии полноразмерного макета. Это лишило проект политической составляющей и для правительства он стал лишь ещё одной статьёй расходов. А их к 1971 году появилось немало - началась война во Вьетнаме, шла активная фаза лунной программы. В итоге, Сенат США принимает решение о прекращении программы National Supersonic Transport. Недостроенный полноразмерный макет Boeing 2707 передают в музей.



Прекращение проекта больно ударило по компании Boeing. К тому моменту в портфеле производителя было уже 25 контрактов от авиаперевозчиков на поставку 115 лайнеров Boeing 2707. Без государственной поддержки развивать проект не представлялось возможным, и компании пришлось пойти на беспрецедентные сокращения и уволить больше 60 тысяч сотрудников. Такая вот грустная история. О том, как бы могли выглядеть Boeing 2707 в ливреях гражданских авиакомпаний, мы сегодня может получить представление, благодаря работам различных художников.


Несмотря на то, что проект National Supersonic Transport так и не был успешно реализован, его результаты не пропали даром. Огромный объём научно-технических работ, выполненный в процессе разработки Boeing 2707, дал конструкторам полезную информацию, которая была применена на других самолётах. Ну а нам лишь остаётся пофантазировать - как могла бы сложиться судьба мировой сверхзвуковой пассажирской авиации, если бы Boeing 2707 всё же поднялся в воздух.