среда, 2 мая 2018 г.

Как украинская компания "Татра-Юг" строит трамваи


Территория заводов - так выглядит юго-западная окраина Днепропетровска. Один завод соседствует с другим. Самым знаменитым из них является Южный машиностроительный завод, более известный как "Южмаш". Находится он на шумном перекрестке улиц Криворожской и Рабочей. Многим он известен как место, где изготавливались боевые ракеты "Сатана". Но не все знают, что на территории некогда секретного предприятия производят трамваи.

С 1993 года украинская компания "Татра-Юг" арендует здесь часть цехов, на базе которых наладила производство трамваев. За 25-летнюю историю украинский производитель освоил 7 новых типов машин. Чтобы детальнее узнать о трамвайном производстве, посетим производственные мощности "Татра-Юг" на "Южмаше".


"Трамвайные отцы"
Местом рождения трамваев "Татры-Юг" является конструкторское бюро. Это настоящий мозговой центр компании. Заходим в помещение, где работают конструкторы. Просторный кабинет, где трудится десяток инженеров, которые с помощью компьютеров создают дизайн будущих трамваев.


При входе находится рабочее место Владислава, заместителя начальника конструкторского бюро. А на соседнем столе лежат эскизы трамваев. "Это распечатки. Их используют в цехах. Часто их запрашивают субподрядчики", - поясняет он.

Проектирование трамвая является трудоемким процессом, поэтому длится около года. "Год - это усредненный показатель. Проектирование может занимать и меньше времени. Все зависит от поставленной задачи и имеющихся наработок. Если нужно создать полностью новый трамвай, без каких-либо заимствований из предыдущих наработок, тогда получится год", - рассказывает Владислав.


После создания проекта трамвая еще год идет на его воплощение в жизнь. "Производственный цикл длится от 10 до 15 месяцев. Теоретически его можно уменьшить, но мы подвязаны под поставки от субподрядчиков. С нами работают еще 250 украинских компаний", - говорит Инесса Кердивара, заместитель директора ООО "Татра-Юг". После осмотра КБ идем в производственные цеха.

Изготовление деталей

Компания "Татра-Юг" арендует у "Южмаша" несколько помещений. В них находятся цех механической обработки, корпусный цех, участок изготовления ходовой части, цех финальной сборки, покрасочная и контрольно-испытательная станция.


"Весь процесс производства локализован на "Южмаше". Когда создавалось наше предприятие, на этом заводе в рамках конверсии освободились высококвалифицированные кадры. Многие из них перешли к нам, и переквалифицировались на производство трамваев", - рассказывает Инесса Кердивара об истории "Татра-Юг".


Идем в корпусный цех. Он находится в довольно просторном помещении. Сразу же в глаза бросается кузов трамвая. "Это один из египетских трамваев", - поясняет замдиректора. В цеху находится крупногабаритная стапельная оснастка, около десятка стапелей, на каждом из которых происходит сварка деталей будущего кузова трамвая - крыши или боковин.


Рядом со стапелями лежат детали для будущих кузовов - трамвайные тележки, колеса, различные металлоконструкции. Производственные мощности компании рассчитаны на 100 трамвайных вагонов в год. Кроме того, у "Татра-Юг" есть возможности для расширения мощностей, но пока такой потребности нет. Недалеко от корпусного цеха расположены несколько станков, которые используются для обработки разных деталей. Это один из цехов механической обработки.


"В настоящее время ввиду малого количества заказов у нас работает около 150 человек. Ранее при большей загрузке штат составлял около тысячи человек", - рассказывает директор по производству Владимир. Пытаемся поговорить с одним рабочим, но он наотрез отказывается, проявляя излишнюю скромность.

Вопрос персонала очень важен для компании. "Мы, как и другие машиностроительные компании, находимся в постоянном поиске кадров. Поэтому мы организовали школу трамваестроения на заводе. Мы обучаем молодых специалистов сами", - делится проблемами Инесса Кердивара.


Выпуск трамвая

После сборки кузов трамвая отправляют в пескоструйную камеру, а после в покрасочный цех. Это небольшой бокс, где трамвай проходит покраску. Заглядываем в него на несколько минут. Все выглядит лаконично. Трамвай только что покрасили, его окна заклеены специальной бумагой, а в воздухе чувствуется запах краски.


За покраской следует финальная сборка. Речь идет о внутреннем обустройстве трамвая. В цеху финальной сборки идет активная работа над интерьером египетского трамвая. Несколько рабочих "шаманят" с его проводкой.

Рядом с египетским трамваем находится пара готовых трамваев и несколько кузовов. "Эти кузова мы изготавливали по заказу Киева, но они, к сожалению, не заплатили нам, сославшись на отсутствие финансирования", - с горечью говорит Анатолий Кердивара, директор "Татра-Юг".


Недалеко от цеха финальной сборки находится контрольно-испытательная станция. Испытания проходят в несколько этапов. "Когда трамвай собран, его отправляют на дождевание - поливают водой под большим давлением, чтобы проверить на герметичность. Затем вагон проверяют на контрольно-испытательной станции. Его подключают к сети и тестируют, как работает оборудование. После чего трамвай можно поставлять заказчику", - поясняет Анатолий Кердивара.


Не трамваями едиными

Трамваи - не единственная продукция, которую изготавливает "Татра-Юг". Компания разработала и запатентовала производство бесшумных трамвайных путей. Пример такой плиты лежит в цеху финальной сборки.

"Одна из существенных проблем трамвая в Украине как вида транспорта - это плохое состояние рельс. Можно изготовить бесшумный трамвай, но он не сможет тихо ездить по старым рельсам. Почти 20 лет назад мы разработали и запатентовали свою технологию трамвайных путей - бесшумный путь", - рассказывает Анатолий Кердивара.


Этот способ укладки трамвайных путей предполагает изготовление специальных железобетонных плит с двумя нишами, в которых размещаются рельсы, а по бокам - резиновые уплотнители. Около 15 лет назад "Татра-Юг" проложила 3 км такого полотна в Днепропетровске на улице Чернышевского. "Даже спустя столько лет эти трамвайные пути находятся в отличном состоянии", - утверждает директор компании.

"Наша технологическая оснастка позволяет изготавливать до 15 км бесшумных путей в год. К сожалению, из-за отсутствия денег в городах очень редко меняются трамвайные пути. По схожей технологии менялись рельсы в Киеве, Одессе, Кривом Роге. Не везде замена была выполнена должным образом. Но, все же, хоть понемногу полотно улучшается", - говорит руководитель "Татра-Юг".

Потенциал заграницы

Несколько раз мы уже упоминали о трамваях, которые "Татра-Юг" делает для Египта. Речь шла о поставке по контракту, подписанном в феврале 2017 года. Украинская компания выиграла тендер на поставку 15 сочлененных трамваев в Александрию, опередив консорциум Stadler и "Белкоммунмаш", а также китайскую корпорацию CRRC. Лишь недавно египетская сторона внесла предоплату и "Татра-Юг" приступила к выполнению заказа. "Первая поставка трамваев в Египет планируется в начале июня. В целом, заказ мы должны выполнить к концу 2019 года", - уточняет руководитель компании.


Также сейчас производитель работает над созданием нового низкопольного трамвая. "В Украине есть предубеждение, что высокопольные и частично низкозкопольные вагоны - не актуальны в мире и от них отказываются. На самом деле весь рынок Америки, в том числе Канада и США выбирают для своих новых систем трамваи или частично низкопольные или высокопольные. Мы же изготавливаем вагоны, которые указывает в своей документации заказчик. Мы готовы к новшествам. К концу следующего года у нас будет 100-процентный низкопольный трамвай. Сейчас мы находимся на финальной стадии проектирования и приступаем к производству. Он будет ориентирован на европейский рынок, поскольку трамваи такого класса в Украине практически не востребованы из-за отвратительного состояния путевого хозяйства ", - делится планами Анатолий Кердивара.


Возможности на Украине

Перспективы украинского рынка не столь радужны для "Татра-Юг". В 2015 году компания продала всего 7 вагонов, а в 2016 и 2017 годах не поставляла продукцию украинским городам. "Некоторые города Украины взяли за практику покупать не новые, а списанные б/у трамваи или еще хуже - только новые кузова, ставя их на старые тележки. Безусловно, списанный трамвай будет дешевле нового, но это выходит в перспективе гораздо дороже из-за частых поломок, простоев, затрат на ремонты и самое главное - это угроза здоровью и безопасности пассажиров. При этом некоторые мэры и не хотят покупать новые трамваи, потому что они хотят брать количеством, их не сильно заботит, сколько и как будет работать трамвай. К тому же, в Украине не ценят отечественного производителя. Жаль, что так происходит, но таковы реалии. Попробуйте продать трамвай, к примеру, в ближайшую Беларусь или Польшу где есть свое производство. Защита собственного производителя и внутреннего рынка является сейчас приоритетом для всех развитых государств. США, к примеру, требуют 75 процентов локализации для общественного транспорта", - рассказывает о тонкостях рынка глава "Татра-Юг".


Многие украинские города традиционно жалуются на нехватку финансов для обновления подвижного состава. В "Татра-Юг" считают, что это лишь отговорка. "Очень часто городские власти оправдываются, что у них нет денег на обновление трамвайного парка. Это не совсем так, поскольку в крупных городах бюджеты развития довольно большие, поэтому они могут закладывать определенные суммы на покупку новых трамваев. Есть и другие финансовые альтернативы. Сейчас некоторые города покупают троллейбусы и автобусы на кредитные средства, предоставленные ЕИБ и ЕБРР. Кто ищет возможность, тот находит", - поясняет Анатолий Кердивара.


Несмотря на все проблемы в Украине, руководитель "Татра-Юг" уверен в перспективности трамвая в нашей стране. "Во всем мире, особенно в Европе и в Северной Америке, наблюдается бум строительства трамвайных систем. Украина пока что отстает от этого тренда и сейчас активно развивает троллейбусный транспорт, хотя везде, кроме стран СНГ от него отказываются. Мы хотим сохранить трамвай в Украине. Для этого у городов есть все возможности. На начальном этапе городским властям стоило бы обратить внимание на техническое состояние трамвайных вагонов, чтобы люди не боялись туда заходить", - резюмирует Анатолий Кердивара.


Оптимизм в руководителя "Татра-Юг" вселяет трамвай К1М6, изготовленный в прошлом году. Трехсекционный вагон уже прошел испытания в Каменском, сейчас он успешно протестирован в Днипре, а в скором времени по просьбе мэра столицы его повезут в Киев. Он будет ездить не на Борщаговской линии, а там, где вагоны с полностью низким полом не могут ходить из-за плохого состояния трамвайных путей. "Мы изготовили такой вагон, который адаптирован под тяжелые условия эксплуатации, при этом он технически и по дизайну не уступает европейским аналогам. Кстати, в производстве участвует 41 предприятие Киева. Мы видим, что трамвай интересен заказчикам. Надеемся, что украинский вагон понравится киевлянам", - подытоживает глава компании.