пятница, 26 октября 2018 г.

Директор «Метровагонмаша» – о новом рельсовом автобусе и метропоезде «Москва-2019»


«Метровагонмаш» — предприятие со 120-летней историей. C 2005 года завод входит в группу компаний «Трансмашхолдинг», которая специализируется на разработке и выпуске техники для железнодорожного и городского рельсового транспорта. Вагоны «Метровагонмаша» востребованы не только в России, поэтому объемы производства за последние два года увеличились почти вдвое. О том, какие вагоны метро производит завод, какими будут новый рельсовый автобус и метропоезд «Москва-2019», рассказал генеральный директор АО «Метровагонмаш» Борис Богатырев.


— Борис Юрьевич, расскажите об основной продукции завода «Метровагонмаш».

— Предприятие специализируется на выпуске вагонов метро. В разные годы «Метровагонмаш» производил вагоны более чем десяти серий для метрополитенов в России, СНГ и других государствах. В настоящее время на заводе делают вагоны серии «Москва» для Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий, а также модернизированные вагоны «Москва» для Филевской линии Московского метрополитена.

Еще одно направление деятельности предприятия — изготовление рельсовых автобусов и дизель-поездов, которые предназначены для работы на пригородных и межобластных неэлектрифицированных маршрутах.

— «Метровагонмаш» — динамично развивающееся предприятие. Как изменились объемы производства за последнее время?

— За два последних года объемы производства значительно выросли. В 2016 году было произведено порядка 350 вагонов метро. В 2017-м — 449 вагонов, что на 28% больше, чем годом ранее. По итогам текущего года объемы производства составят более 600 вагонов — на 40% больше, чем в 2017 году. В планах на 2019 год — выпуск 650 вагонов метро и 25 рельсовых автобусов РА-3.

— Сколько вагонов предприятие ежегодно поставляет Московскому метрополитену?

— Наш завод поставляет вагоны Московскому метрополитену с 1935 года. До сих пор «Метровагонмаш» остается их единственным поставщиком для столичной подземки — это наш основной заказчик. Так, в 2017 году для него было изготовлено 264 вагона, в плане на текущий год — 498 вагонов. В 2019 году для Московского метрополитена мы планируем изготовить 552 вагона.

— В чем принципиальное отличие вагонов нового поколения «Москва» от предшествующих и какие разработки применены в новых модернизированных вагонах?

— Поезда нового поколения «Москва» — надежные, современные, комфортные, более вместительные. На сегодняшний день это лучшая российская разработка, и многие примененные технологии соответствуют передовым мировым аналогам. В подготовке технических требований к подвижному составу модели «Москва» принимали участие ведущие отечественные научные организации в области транспортного машиностроения. Непосредственное участие в его создании приняли и машинисты Московского метрополитена. Они внесли множество предложений, касающихся компоновки пульта управления, создания комфортных условий на рабочем месте, и тестировали новые поезда.

В поезде «Москва» сквозной проход, просторные кабины для машинистов, двери с электрическим приводом и увеличенной до 1400 мм шириной дверного проема (вместо 1250 мм в вагонах предыдущей модели). Кабина оснащена эффективными техническими средствами контроля бдительности машиниста, системами интеллектуальной поддержки и автоматического управления. В пассажирских салонах используются системы кондиционирования, вентиляции и обеззараживания воздуха. Механизм прислонно-сдвижных дверей исключает случайное зажатие пассажиров. На 30% увеличилась поверхность поручней, они имеют специальное «теплое» покрытие, которое более износостойкое. Вагоны оборудованы сенсорными мониторами и розетками для USB. Кроме того, эти поезда адаптированы для маломобильных пассажиров. В головных вагонах выделены места для велосипедов и колясок.

Высокая интенсивность движения в Московском метрополитене неизбежно приводит к высоким затратам электроэнергии на разгон и движение по перегонам. Учитывая это, мы применили асинхронный тяговый привод для дополнительной экономии электроэнергии. В результате новые поезда экономят до 30% электроэнергии, затраченной на тягу.

— Что представляет собой поезд «Москва» для Филевской линии?

— Новый поезд «Москва» для Филевской линии унаследовал от составов первой модификации все ключевые преимущества. Это шестивагонный состав для эксплуатации на линиях со значительными наземными участками и станциями. В отличие от базовой модели, усовершенствованные вагоны оснащены кнопками для открытия дверей с «эффектом запоминания» (нажимать можно в любой момент, двери открываются после остановки поезда), дополнительно утеплен пол салона. Также изменился интерьер салона головного вагона: применено поперечное расположение сидений в тканевой обивке, установлены дополнительные поручни и жидкокристаллические наддверные табло.

— Помимо производства вагонов предприятие занимается их сервисным обслуживанием. Сколько вагонов находится на сервисном обслуживании и в какие депо они поступают?

— 16 августа 2013 года был подписан первый контракт жизненного цикла на сервисное обслуживание вагонов московского метро, в рамках которого проводится эксплуатационное и техническое обслуживание, а также ремонт вагонов. Сегодня по четырем контрактам на обслуживании находятся 1906 вагонов типа «Ока» и «Москва», что составляет 36% от всего парка подвижного состава Московского метрополитена. Они распределены по семи депо: «Новогиреево», «Владыкино», «Выхино», «Свиблово», «Варшавское», «Измайлово», «Планерное». Штатная численность сервисной службы составляет порядка 1100 человек.

— В какие еще города России за последнее время поставлялись вагоны предприятия?

— Мы сотрудничаем со всеми метрополитенами России. Так, для Петербургского метрополитена мы изготовили 42 вагона в прошлом году и 24 в начале текущего. В январе этого года мы завершили поставку 23 вагонов 81-717 метрополитену Нижнего Новгорода. Ведутся переговоры по поставке восьми вагонов серии 81-717 в Екатеринбург.

— С кем из международных партнеров сотрудничает «Метровагонмаш» сегодня? В какие страны поставляются мытищинские вагоны?

— Продукция завода востребована не только в России и странах СНГ, но и в Болгарии, Венгрии, Грузии, Польше и других странах.

В 1967 году первые вагоны типа «Еж» отправились в Будапештский метрополитен, в 1971 году − в Пражский, а в 1996 году − в Софийский. В 1978 году были разработаны модели 81-717/714, ставшие самой массовой серией экспортируемого подвижного состава. Они поставлялись в Пражский, Будапештский, Варшавский, Софийский и другие метрополитены.

Мы готовы осуществлять капитальный ремонт и модернизацию наших вагонов. Специалистами АО «Метровагонмаш» менее чем за три года в рамках контракта был выполнен серьезный объем работ по совмещенной с модернизацией реконструкции 222 вагонов метро 81-717/714 для линии М3 Будапештского метрополитена. Мы выиграли тендер, обойдя шесть крупнейших мировых производителей. В результате полностью обновился интерьер, кабина машиниста, установлено новое электрооборудование, системы обеспечения микроклимата, современные системы управления, заменены системы тягового привода и тормозного оборудования.

С Софийским метрополитеном в скором времени также будет подписан контракт по модернизации и капитальному ремонту 48 вагонов 81-717/714.

У нас сложились хорошие партнерские отношения с Бакинским метрополитеном. В начале 2015 года три состава со сквозным проходом 760-й серии были отправлены в Республику Азербайджан. В текущем году было поставлено 10 вагонов 81-765/766 «Москва». Наши поезда уже получили самые лестные отзывы пассажиров и машинистов, и Бакинский метрополитен намерен в 2019 году закупить у нас еще 10 новых составов 765-й модели.

В ближайшие дни будет подписан контракт с Ташкентским метрополитеном на поставку 20 вагонов серии 81-765 (пять составов в четырехвагонном исполнении).

— Какие проекты планируется реализовать в будущем?

— Впереди три крупных проекта, над которыми мы начали работу. В 2019 году планируем изготовить новую модификацию вагона 81-765 − поезд «Москва-2019». Он станет еще комфортнее для пассажиров: увеличится количество поручней и добавятся подвесные ручки. Материал обивки сидений заменим — вместо кожезаменителя будет использована специальная долговечная и мягкая ткань. Улучшится система мультимедийного информирования. Уровень безопасности поезда будет повышен за счет модернизированной системы торможения. Также оптимизируем работу бортовой техники, будет предусмотрена гарнитура для машиниста, обеспечивающая беспрерывную связь с диспетчерской.

Следующим шагом станет проект «Москва-2020» — производство совершенно новой серии вагонов. Совместно с итальянскими дизайнерами уже разработаны эскизы экстерьера и интерьера нового поезда.

Большое внимание уделяется сейчас новому проекту по производству рельсового автобуса РА-3. В течение 10 лет, до 2015 года, предприятие выпускало рельсовые автобусы РА-2, которые эксплуатируются в России, на Украине, в Литве и Монголии. С 2011 по 2016 годы по заказу Сербских железных дорог мы выпустили 39 двухвагонных дизель-поездов. В 2013 году изготовлен дизель-поезд принципиально новой конструкции ДП-М, который в настоящее время эксплуатируется на направлении Голутвин − Озеры.

На сегодняшний день в России почти 50% железных дорог не электрифицировано. Рельсовый автобус РА-3 может эффективно использоваться для пригородных пассажирских перевозок на неэлектрифицированных участках железных дорог, оборудованных как низкими, так и высокими платформами. РА-3 будет иметь в своем составе от двух до шести вагонов.

Среди особенностей рельсового автобуса РА-3 и его преимуществ перед предыдущей моделью можно назвать увеличение максимальной конструкционной скорости со 100 до 120 км/ч, улучшение интерьера салона в соответствии с современными требованиями эстетики, пожарной и санитарно-гигиенической безопасности, увеличение на 15% количества мест для сидения. Кроме того, пассажирский салон и кабина машиниста оборудованы системой климат-контроля с обеззараживателями воздуха, предусмотрены места для инвалидов в креслах-колясках, подъемники для их посадки-высадки, универсальные санитарные комплексы.

Ожидается поставка для нужд Центральной пассажирской пригородной компании 17 РА-3 в двухвагонном исполнении и одного трехвагонного рельсового автобуса в 2019 году, а также пяти трехвагонных РА-3 в 2020 году. Они будут курсировать на юго-западной части Московской железной дороги. Первые составы планируем поставить уже в августе следующего года. Также ведутся переговоры с РЖД на поставку еще семи рельсовых автобусов РА-3 в двухвагонном исполнении в 2019 году.

Кроме того, наш завод будет поставлять дизель-поезда на Кубу. Прототип поезда должен быть создан к концу 2019 года.

— Какие проекты для ускорения производственных процессов действуют сегодня на предприятии?

— В течение последних лет мы активно развиваем производственную систему нашего предприятия, применяя инструменты и методы бережливого производства. При таком подходе все бизнес-процессы максимально ориентированы на рынок и каждый работник мотивирован на результат. В прошлом году стартовал проект «Эталонная линия», направленный на рост производительности линии сборки вагонов метро цеха № 217. В результате время сборки одного вагона на конвейере сократилось со 158 до 64 часов. На сегодняшний день эта производственно-технологическая линия сборки вагонов метро является одной из лучших среди предприятий «Трансмашхолдинга» и задает ритм работы нашим поставщикам − и внутренним, и внешним. Мы продолжаем активно развивать это направление и уже приступили к организации еще двух «эталонных линий» − по сборке тележек и сварке кузова.

— Как развивается система управления качеством на «Метровагонмаше»?

— Система менеджмента качества (СМК) на нашем предприятии сертифицирована и отвечает требованиям национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и Международного стандарта систем менеджмента бизнеса в железнодорожной отрасли — ISO/TS 22163:2017, что позволяет обеспечивать поставки нашей продукции как на отечественный, так и на зарубежный рынок. Интегрированный в СМК процессный подход объединяет работу коллектива завода по производству, реализации и обслуживанию продукции в соответствии с требованиями и ожиданиями потребителей.

Наша система управления качеством распространяется на весь жизненный цикл продукции. Так, например, в депо «Выхино», где сосредоточено большинство составов «Москва», еженедельно проходят совместные с руководством Московского метрополитена совещания по их эксплуатации. В них участвуют руководители, отвечающие за организацию перевозочного процесса, безопасность движения, технического обслуживания составов, а также ведущие конструкторы и представители компаний-поставщиков. По предложениям машинистов, управляющих составами, и пассажиров подземки поезда «Москва» совершенствуются и становятся более удобными и безопасными в эксплуатации. Площадкой для обсуждения насущных вопросов с нашими поставщиками стали регулярно проводимые «дни качества». На основе квартальной статистики составляется рейтинг поставщиков, заслушиваются доклады генеральных директоров компаний-изготовителей о мерах по улучшению качества продукции, определяется стратегия дальнейшего развития.

— Сколько инвестиций привлечено предприятием за последнее время?

— Объем инвестиционной программы в прошлом году составил более 500 миллионов рублей. Размер инвестиционной программы на текущий год составит более миллиарда рублей. Только на приобретение нового оборудования выделено около 750 миллионов рублей. В рамках капитального ремонта цехов проводятся новые коммуникации, ремонтируются внутренние помещения, меняется их освещение. Кроме этого, строится новая заводская столовая, проектируются новая испытательная станция, инженерный центр, котельная и очистные сооружения.

— Сколько сотрудников работает сегодня на заводе?

— «Метровагонмаш» является в Подмосковье крупным работодателем. На сегодняшний день у нас трудится более 4 тысяч человек. У сотрудников достойные условия труда и высокая заработная плата − более 73 тысяч рублей.

— Что делается для сотрудников предприятия в социальной сфере?

— «Метровагонмаш» − одно из немногих предприятий Подмосковья, где сохранилась собственная социальная инфраструктура. В прямом подчинении у нас находятся три детских дошкольных учреждения в Мытищах, по одному оздоровительному лагерю в Подмосковье и Крыму, общежитие и медсанчасть. В крымском лагере в этом году за четыре смены отдохнуло 1,2 тысячи детей, а в подмосковном за четыре летних смены — 1,3 тысячи детей. Детские сады ежедневно готовы к приему 400 детей дошкольного возраста. В общежитии предоставлены квартиры и комнаты 400 работникам предприятия. Мы будем развивать наш социальный блок, выделяя значительные денежные средства на его модернизацию.