вторник, 9 октября 2018 г.

Паровоз везёт в пригород


На участке Бологое – Осташков Октябрьской дороги открылось регулярное пригородное движение на паровозной тяге. Это первый в России регулярный паровозный маршрут.

В первый рейс этот поезд отправился 29 сентября. Самую длительную остановку он делает на станции Куженкино. У пассажиров есть около 40 минут, чтобы осмотреть достопримечательности.

В тот день на Куженкино время отмоталось на 100 лет назад. На станцию, и без того выглядящую как фотокарточка из прошлого, прибыл паровоз, тянущий за собой два вагона с пассажирами. 

«Специально взял билет на этот поезд. Это же так красиво и интересно оказаться в прошлом веке. Можно ощутить ту эпоху», – рассказывает один из пассажиров, сойдя на платформу. Паровоз в клубах дыма и пронзительные свистки – зрелище впечатляющее.

Железнодорожники воссоздали не только маршрут, но и целый музейный комплекс в Куженкино. В него входят здание вокзала, водонапорная башня, гидроколонка, навесы, керосиновый погреб, багажное отделение и даже ретирадная, иначе говоря – ватерклозет, как называли это заведение в ту эпоху.

В начале прошлого века станция Куженкино входила в Бологое-Полоцкую линию. Это был северо-восточный участок Бологое-Седлецкой железной дороги, связывающий Бологое, Осташков, Торопец с Великими Луками и Полоцком. Линия задумывалась в первую очередь как стратегическая железная дорога из центра на запад страны. Регулярное движение поездов было открыто в 1907 году.

С 2013 года Куженкино является частью заповедной зоны ОАО «РЖД». Станция представляет собой один из наиболее полно сохранившихся в архитектурном и техническом плане ансамбль. Центральным объектом было пассажирское здание, в котором, кроме залов ожидания и кассы, располагались помещение дежурного по станции и багажное помещение. В пассажирском здании можно и сейчас увидеть чугунную печь, которая топится и обогревает зал, большие окна и керосиновые лампы. Традиционными предметами в зале ожидания были питьевой бачок с кружкой, закреплённой на цепочке, икона в красном углу, а также специальная кружка для различных пожертвований или блюдечко для милостыни. Привычное современникам слово «вокзал» в официальной технической документации в ту пору не допускалось. А ещё в самом здании вокзала и сейчас висит «росписание движения», именно так писали в то время. Дежурный по станции звался агентом службы движения.

Примечательно, что даже деревья у вокзала в начале прошлого века тоже были высажены по особому ранжиру. Министерством путей сообщения Российской империи было установлено требование – устраивать на станциях для господ проезжающих так называемые садики.

Словом, здесь теряется современность, и в то же время чувствуешь себя здесь органично, даже как-то уютно. 

«На Октябрьской дороге – более 200 объектов, которые считаются историческим наследием железных дорог России. Сейчас заканчивается формирование перечня для подписания распоряжения о сохранении этих объектов, – рассказывает заместитель главного инженера ОЖД Виктор Иванов. – Станция Куженкино – второй музейный комплекс после Музея железных дорог России в Санкт-Петербурге. Решается вопрос о том, чтобы на этой станции был специальный сотрудник, который будет проводить экскурсии в дни курсирования поезда на паровозной тяге и в дальнейшем по мере образования туристических групп».

Пока этот поезд будет курсировать каждую субботу. Цена проезда такая же, как на обычной электричке, – 284 руб. в одну сторону. Перевозчик – Московско-Тверская пригородная пассажирская компания (МТППК) – пошила специальные костюмы проводникам этого поезда. «Ни у одной пригородной компании такого опыта нет, – говорит генеральный директор АО «МТППК» Олег Федотов. – На этом поезде будут работать четыре постоянных проводника. Мы заказали в специализированном ателье форму образца 1920-х годов».

На маршруте Бологое – Осташков работают два паровоза – серий Су и Л. На 112 км маршрута локомотивы тратят почти три тонны угля и шесть тонн воды. Заправляются паровозы в Куженкино, пока пассажиры осматривают достопримечательности. Чтобы паровозы смогли заправляться водой, железнодорожники восстановили гидроколонку. Ещё обучили 12 машинистов и 24 помощника. «Железнодорожники совершили подвиг, – отмечает председатель Всероссийского общества любителей железных дорог Алексей Вульфов. – Кроме сохранения этого музейного комплекса, они построили разворотный треугольник в Осташково и подъездной путь в Бологом, восстановили водоснабжение на станции Куженкино, обучили паровозные бригады».

Планируется, что летом, в разгар туристического сезона, поезд будет ходить дважды в неделю.