вторник, 9 апреля 2019 г.

Как поезд меняет ширину колеи при въезде в другие страны?


Согласитесь, удобно, когда ты садишься на поезд и без пересадок добираешься до нужного пункта назначения, это особенно приятно, когда маршрут проходит через несколько стран. Но есть в международных железнодорожных перевозках одна загвоздка, а именно разная ширина колеи.

Исторически сложилось так, что железнодорожное сообщение в разных странах развивалось со своими особенностями, в следствие чего и возникла разность в стандартах на ж/д колею. Так, например, в современной России колея 1520мм (на некоторых путях 1524, что соответствует стандартам СССР), в Европе - 1435мм. А в Германии и вовсе есть железная дорога с колеей 3000 мм.


Решить проблему с международными перевозками грузов и пассажиров сейчас можно 4 способами:

Первый, самый очевидный и наименее интересный для нас, - пересадка пассажиров и перегруз груза в другой подвижной состав.

Второй – перестановка вагонов на вагонные тележки, имеющие необходимую ширину колеи. На пограничной станции оборудуются специальные пункты, которые имеют сдвоенную колею или контррельс (в случае перехода с российской ширины на европейскую, так как разница в 85 мм слишком мала, чтобы вместить одну колею в другую). Такую операцию можно проделать не со всеми вагонами. Вагон должен соответствовать техническим требованиям сопредельных дорог. Примечательно, что пассажиры в данном случае остаются внутри, а вся процедура занимает 5-7 минут.


Третий способ – применение технологии автоматического изменения ширины колеи. В 1964 году компания «Talgo» впервые представила подобную технологию. Она подразумевает под собой особенные составы, которые при въезде в специальные устройства, автоматически, в 5 этапов, меняют ширину колеи. Технология позволила осуществлять адаптацию колеи без остановки вагона (процесс осуществляется при скорости ), а также сократить расходы на обслуживание за счет отсутствия дополнительно персонала.


К четвертому способу можно отнести применение железнодорожных путей совмещенной колеи. Обычно, такой путь имеет небольшую длину, и его строительство обуславливается экономической целесообразностью. Например, для использования общей инфраструктуры. Также применяется при перешивке железнодорожной линии с одной колеи на другую. В пример можно привести Сахалин, где колею 1067 мм, оставшуюся от Японии, перешивают под российский стандарт.


Интересный факт. СССР никогда не интересовался технологией автоматического изменения колеи компании «Talgo», утверждая, что у них есть собственные разработки. Однако ни одна подобная тележка не была введена в эксплуатацию. В 2016 году Россия закупила 3 состава «Talgo» для использования на маршруте Москва-Берлин.

Комментариев нет:

Отправить комментарий