воскресенье, 22 сентября 2019 г.

Москва: Во сколько обходится электробус?


Все автомобильные компании мира работают над созданием моделей на альтернативных источниках энергии. Пожалуй, наибольших успехов в этом достиг Илон Маск со своим подразделением Tesla. Номенклатура машин в его компании самая большая. А год назад он замахнулся и на грузовики. У нас же примеров создания электромобилей гораздо меньше, как и действующих, серийно выпускаемых машин. Однако есть область, где разработки идут полным ходом, мы даже можем видеть результаты деятельности групп КАМАЗ и ГАЗ на улицах столицы: вот уже год по ним курсируют модели с гордой надписью – «Я электрический!». Как вы, наверное, поняли – речь идет об электробусах. Но так ли выгодна городу, а, соответственно, и нам, его жителям эксплуатация этих, на первый взгляд, экологически чистых транспортных средств? Давайте разбираться вместе.

Для начала, используя ресурс о госзакупках, выясняем, во что обходится столице покупка каждого экземпляра общественного транспорта. Стоимость электробуса, согласно официальным документам, равна 33 000 000 рублей. Для сравнения: обычный дизельный автобус стоит от 5 000 000 до 9 000 000 миллионов. Стоимость троллейбуса чуть дороже – от 10 000 000 до 19 000 000 миллионов рублей. Но купить эту технику – лишь полдела, еще ее нужно постоянно обслуживать, ведь электробус нуждается в подзарядке. И вот тут цифры меня совсем не обрадовали. Смотрите сами. Согласно официальным данным – только стоимость закупки одной высокоскоростной станции по зарядке аккумуляторов обходится Мосгортрансу в 12 690 000 рублей. 


Учитывая, что в Москве сейчас эксплуатируется от 200 до 300 таких машин, то и «колонок» нужно, как минимум, в два раза больше. Монтаж каждой станции обойдется предприятию эксплуатанту в 344 500 рублей, а ежемесячное обслуживание в 44 800 рублей. С другой стороны, и троллейбус, и дизельный автобус так же нуждаются в сервисе. Да, это так. Но контактная сеть троллейбуса может работать и пятнадцать и двадцать пять лет, чего не скажешь о литиевой батарее электробуса. Даже если посчитать работу обычного дизельного автобуса, с учетом ТО и капремонта, то затраты на эксплуатацию будут все равно ниже.


Таким образом, расходы на использование машины с аккумуляторным движителем, согласно тому же источнику – составляет 22 рубля на один километр. Для сравнения: у троллейбуса стоимость эксплуатации равна — 18 рублей, у машины с дизелем — 17 рублей. Так что, для того же Мосгортранса, электробус, определенно – самая убыточная машина. А как же экология? - спросят самые въедливые слушатели. Ведь по логике – электротранспорт безопасен и наносит гораздо меньше вреда окружающей среде. Это так, но есть некоторые нюансы. Смотрите, для обогрева салона и батареи, в тело электробуса интегрирована отопительная система Webasto Thermo, которая работает во время движения общественного транспорта по маршруту. Причем работает она постоянно, и тратит за две смены порядка ста литров дизельного топлива. Это, конечно же, меньше, чем машина с двигателем внутреннего сгорания, но тоже немало. А если учесть, что в Москве количество холодных и теплых дней в году примерно одинаковое (поделим пополам и выйдет 180 дней), то у меня возникают вопросы о, якобы, экологически чистом виде транспорта. Я не хочу голословно обвинять кого-то в жажде нажиться на этом. Вероятней всего, тут сыграл роль обыкновенный популизм и желание пустить пыль в глаза: если в той же Испании могут, то чем мы хуже? Думаю, «урбанисты» из правительства города просто не подсчитали, во что их инициатива обойдется. А жаль, ведь нанять специалиста стоило бы гораздо дешевле.

Комментариев нет:

Отправка комментария