воскресенье, 3 ноября 2019 г.

Интерурбан


Интерурбан - это пригородный, или междугородный трамвай. Родилась эта штука в конце позапрошлого века в Европе и США, а пик её развития пришёлся на конец 20-х - начало 40-х годов. Вы можете представить себе трамвай, на котором можно доехать от Нью-Йорка до Чикаго? А был и такой. Правда, с пересадками, но всё же. Но интерурбан - это не совсем трамвай. Да, внешне он на него похож, но может использовать более тяжёлый подвижной состав, рассчитанный на высокие скорости, и бо́льший комфорт для пассажиров, нежели обычные городские вагоны. Нечто среднее между трамваем и пригородной электричкой.

Система была весьма значительной по размерам. Помимо чисто пассажирских, на линиях использовали и грузовые трамваи, к которым цепляли обычные товарные вагоны.


В Европе интерурбаны получили распространение несколько меньшее, нежели чем в Северной Америке - европейцы больше тяготели к традиционным железным дорогам; однако, тоже имели место быть, в том числе, и в тогдашней Российской Империи - в Лодзи, например (территория нынешней Польши); там же - система Силезские трамваи, существующая с 1894 года, и соединяющая тринадцать городов; или трамвайная линия, соединяющая Вену и Братиславу; или бельгийский Береговой трамвай - трамвайная линия, идущая вдоль всего бельгийского побережья Северного моря, протяжённостью 67 километров. Даже в столичном Санкт-Петербурге в 1912 году начали строить линию от Нарвской заставы до Стрельны, а, в перспективе, она должна была протянуться через Ораниенбаум и Петергоф до Красной Горки - "Ораниенбаумскую электрическую линию", или, сокращённо, "Оранэлу" (нынешний питерский трамвайный маршрут №36 - её прямой наследник). Правда, европейские и отечественные интерурбаны отличались от американских использованием на них традиционных трамвайных вагонов.

А что в СССР? Если же считать интерурбан просто пригородным, либо междугородным трамваем, то в Союзе аналогов его было полно: трамвайная линия Челябинск - Копейск, существовавшая с 1961 по 1976 годы; линия Волчанск - Карпинск (1953-1965); трамвайная линия от посёлка Черёмушки до проходной Саяно-Шушенской ГЭС; да даже нынешний московский трамвай №6, в общем понимании определения "междугородний трамвай", таковым изначально и являлся - ибо соединял два города, Москву и Тушино (до вхождения последнего в состав собственно Москвы). А сколько проектов так и осталось нереализованными - соединение Москвы и Ногинска, или, из недавних, линия из Москвы в Балашиху. Даже озвученный несколько лет назад проект легкорельсового транспорта - тот же классический интерурбан. Увы, этот проект, до сих пор, так и остаётся проектом. Хотя Подмосковье продолжает массово застраиваться многоэтажным жильём, а новые транспортные связи не появляются. Такое ощущение, что власти о них просто даже и не думают.


И, всё-таки, сравнится с североамериканскими интерурбанами европейские и отечественные системы полностью не могут. Трамвай, ездящий со скоростями около 120 км/ч, а в отдельных случаях разгоняющийся до 160 км/ч - это круто! Правда, эти поезда уже больше напоминали не трамваи, а привычные нам электрички.


К слову, конкретно этот сине-красный четырёхсекционный состав эксплуатировался на линии North Shore line от Чикаго до Милуоки - а это была, всё-таки, больше лёгкая железная дорога, нежели трамвайная система. Вообще, грань, отделяющая трамвай от интерурбана, а интерурбан от железной дороги, весьма размыта и сложна. Сейчас всё это можно назвать ЛРТ - легкорельсовый транспорт. Увы, погубила интерурбаны повальная автомобилизация тридцатых годов прошлого века. Иметь собственное авто считалось престижным, а автопроизводители и нанятые ими рекламщики рады были стараться всеми силами, что бы поднять продажи своей продукции. Да что там, дошло до прямой скупки акций трамвайных предприятий автомобильными корпорациями - которые, став их полноправными хозяевами, тут же просто закрывали эти системы. Даже специальные мультфильмы выпускали, показывающие "плохой трамвай". Эта история широко известна, в США, в 1972 году, была даже судебная тяжба в отношении автопроизводителей, уничтоживших трамвайные системы многих городов. Правда, суд окончился ничем, ибо вердикт его был - "Всё равно уже обратно ничего не вернёшь, так что оставим всё, как есть, и наказывать никого не будем".

Ну, а у нас сделали упор на электрификацию железнодорожных линий под пригородное движение электропоездов - ведь железная дорога, всё-таки, более универсальна в плане перевозки крупных или массовых грузов. Хотя интерурбаны тоже эксплуатировали грузовой состав - но это, в основном, были вагоны для перевозки почты и лёгких грузов.


Но, к примеру, что-то более тяжёлое тут уже не перевезёшь. Тем более, что линии интерурбанов нельзя назвать особо капитальными.


В США отдельные линии интерурбанов продержались до середины 1970-х годов. В Европе тоже остались линии, подпадающие под определение междугороднего трамвая - но, как я уже написал, используют они, в основном, обычный трамвайный подвижной состав. К примеру - трамвайная линия Гаага - Делфт.




Комментариев нет:

Отправить комментарий